НЕТ ЦЕНЗУРЕ

Обзор журналистики и блогосферы

Россия

Как российский Генштаб перехитрил 16 американских разведок

Отрывок из документально-художественной повести военного обозревателя  Виктора Баранца «Возвращение Крыма».

24 марта 2014 года газета «Уолл-Стрит Джорнэл» опубликовала статью, как США прошляпили вторжение русских в Крым. Журналисты Анам Энтус, Джулиан Барнс и Шивон Горман ехидно восхищались Кремлем, который сумел ловко обвести вокруг пальца Белый дом и матерых аналитиков внушительной корпорации американских разведок, следивших за полуостровом и маневрами Российской армии у границ Украины.

В тот же день по пути в Белый дом президент США Барак Обама слушал в машине вашингтонскую радиостанцию. Жизнерадостная дикторша объявила обзор прессы. И ее напарник стал читать выдержки из свежих газет. Начал с цитат из «Уолл-Стрит Джорнэл»:

✔ «Военные спутники США шпионили за накапливающимися русскими войсками в пределах досягаемости Крыма в прошлом месяце. Но аналитики разведки были удивлены последовавшими событиями: ведь они не перехватили никаких сообщений, которыми российские лидеры и военные обменивались бы в преддверии «вторжения».

✔ «Представители американской разведки пришли к неутешительному выводу: российские специалисты, возможно, продвинулись в технологиях и спрятались от американской прослушки».

В этот момент в лимузине президента стал жужжать телефон правительственной связи. Звонил Джеймс Клэппер, директор Национальной разведки США. Просил назначить ему аудиенцию:

— Дело очень серьезное, господин президент. Мне надо проинформировать вас сегодня же, господин президент…

«БАРАК, У МЕНЯ ПЛОХИЕ ВЕСТИ…»

Обама назначил Клэпперу встречу на полдень. Прибыв в Белый дом, президент первым делом стал просматривать дайджест свежей американской прессы (его готовили помощники пресс-секретаря Белого дома Джея Карни). Президент хотел прочитать ту самую статью в газете «Уолл-Стрит Джорнэл», которая попала в обзор радиостанции, — о том, как русским удалось одурачить США и внезапным военным вторжением вернуть Крым.

Обама распорядился, чтобы до полудня его никто не беспокоил. Затем снял пиджак, расслабил галстук и стал читать. Жгучее чувство уязвленного самолюбия и навязчивая мысль о том, что Крым стал его поражением, терзали президента еще с конца февраля, когда среди ночи позвонил госсекретарь Джон Керри и сказал:

— Барак, у меня плохие вести. Мы опоздали. Путин взял Крым.

И вот уже почти месяц Обама пытался понять, как получился этот унизительный облом? Почему не сработал гигантский аппарат американских разведок? (См. «Справку «КП».) Как так вышло, что его, президента, постоянно держали в курсе украинских событий десятки помощников, советников, консультантов, министров, политиков, послов, военных, разведчиков, а в итоге — такой позорный проигрыш русским?

А ведь за последние годы в этом же Овальном кабинете разведчики, армейские генералы и флотские адмиралы не единожды убеждали президента США, что русская армия — это драный медведь с ржавой ядерной дубиной, и надменно — прямо и между строк — давали понять, если что, мы этих русских сделаем одной левой…

А сколько раз Обама в прошлом феврале допытывался и у того же Джеймса Клэппера, и у министра обороны Чака Хейгела — рискнет ли Путин ввести свои войска на Украину, но так и не добился внятного ответа.

«НЕ БЕЛЫЙ ДОМ, А ПРОХОДНОЙ ДВОР КАКОЙ-ТО»

Шелестит под рукой Обамы «Уолл-Стрит Джорнэл». Скользит вдоль строчек президентский палец. Эти журналисты неплохо копнули проблему. Подобрались к знающим информаторам. Вот пишут:

✔ «Любопытно, что некоторые начальствующие представители разведки сказали Бараку Обаме за три дня до крымской операции, что Россия может взять полуостров настолько быстро, что Вашингтон узнает об этом лишь тогда, когда все будет позади».

Казалось бы, откуда им это знать? Но ведь правда. Как же выведали это борзописцы? Ведь брифинг с главами разведок был закрытым… Не Белый дом, а проходной двор какой-то. Следующие два абзаца подтверждали это:

✔ «26 февраля на совещании у Обамы директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер, а с ним и другие разведначальники на первое место в повестке дня поставили Крым. По их оценкам, русские военные, скорее всего, готовятся к операции в Крыму. Правда, американские спецслужбы не имели доказательств. Немногие перехваченные сообщения В. Путина и других российских официальных лиц ничего не дали. То ли российские лидеры сознательно избегали темы «вторжения», то ли просто нашли способ сделать это незаметно для США. Другая версия: г-н Путин решил «захватить Крым» в последнюю минуту и не сказал об этом почти никому, кроме лиц, ответственных за операцию. Впрочем, некоторые чиновники из США и Великобритании считают, что план захвата Россией был подготовлен заранее».

Прочитав это, Обама раздраженно, словно эти самые чиновники сидели перед ним в Овальном кабинете, сказал:

— Но если план захвата был подготовлен заранее, то почему же вы, идиоты, ничего не знали о нем?!

А заканчивалась статья в «Уолл-Стрит Джорнэл» вот так:

✔ «Разведчики и военные сошлись на том, что Москва применила сложную тактику и обхитрила простаков-американцев, привыкших, видимо, к своим спутникам, прослушке АНБ и дронам настолько, что пентагоновские головы напрочь отвыкли думать. Подслушать, конечно, проще! АНБ можно посоветовать разработать спецпрограмму по чтению мыслей Путина на расстоянии. Ну а пока конгрессмены и корпорации в очередной раз пилят миллиарды, русские могут оказаться и на Аляске. В последнюю минуту, да, мистер Обама?..»

«У НАС ЗАВЕЛСЯ ВТОРОЙ СНОУДЕН»

Когда президент заканчивал читать статью, по внутреннему телефону ему позвонил пресс-секретарь и сообщил, что Клэппер уже в приемной. Он появился в кабинете Обамы с таким лицом, будто его пригласили в морг на опознание. Клэппер принес президенту недобрую весть — в АНБ завелся крот. Возможно, «второй Сноуден».

— И есть серьезные доказательства, Джеймс?- спросил Обама.

Клэппер ответил со вздохом:

— Вчера наш сотрудник в Берлине получил от своего агента в БНД (BND — Федеральная разведывательная служба Германии, Bundesnachrichtendienst. — Авт.) полную запись вашего разговора с руководителями разведок…

Обама перебил Клэппера:

— Ты хочешь сказать, что меня слушают в моем кабинете?

— Я хочу сказать, господин президент, что вас… Всех нас прослушивали на совещании 26 февраля, где шел разговор про Крым… Вы, господин президент, в тот день особенно сильно отчитывали Александера. (Кит Александер — директор Агентства национальной безопасности и начальник Кибернетического командования США. — Авт.)

— Да, я это помню. И что, по-твоему, Александер и?.. Этого не может быть!

— К великому сожалению, может, господин президент. Ведь кто-то же ваш голос записывал. Вот послушайте фрагмент.

Клэппер достал из портфеля диктофон, включил его и положил на стол перед президентом.

Обама услышал свой голос: «Господин Александер, вы мне еще поплачьтесь, что за Путиным совершенно невозможно следить! Что у него нет аккаунта в соцсетях, что он ничего не пишет в Твиттере, что он не пользуется электронной почтой! Что у него даже нет сотового телефона! Что он не обсуждал с министром обороны Шойгу план вторжения в Крым посреди Красной площади!..»

Обама был ошарашен:.

— Что ты предлагаешь?

Клэппер:

— Немедленно начать расследование канала утечки информации через АНБ. Заменить всю систему электронной защиты вашего кабинета и всего Белого дома.

«ПУТИН — ЭТО ВАМ НЕ ЕЛЬЦИН»

В тот же день шеф АНБ Кит Александер был вызван в Белый дом. Обама снова начал разговор с того, что терзало его самолюбие, — почему не удалось подслушать Кремль?

Александер отвечал угрюмо:

— Потому что там сидит теперь не Ельцин, а Путин. Во времена Ельцина нам удалось внедрить своего агента в немецкую фирму, которая устанавливала аппаратуру связи в Кремле.

— Неужели Ельцин был таким простофилей, чтобы допустить немцев в Кремль? — удивился Обама.

— Так и было. Ельцина тогда свои же люди, имевшие бизнес в Германии, и убедили поставить немецкую систему связи. Русские, конечно, немецкую аппаратуру переналадили, поставили много блокировочных устройств. Но наш человек там столькожучков оставил, что АНБ слышало, извините, даже как Ельцин чихает…

Обама:

— Я слышал, что АНБ хорошо поработало в Кремле и тогда, когда итальянцы там ремонт делали.

Кит Александер:

— Во времена Ельцина у нас с прослушкой Кремля и правительства России проблем не было. Я сам в те годы работал в Москве и был поражен тем, что русские разрешили построить еще одно здание нашего посольства прямо через дорогу от здания русского правительства! Там расстояние — метров пятьдесят. Я сидел в наушниках, задрав ноги на стол, курил сигару, пил кофе и слушал русские секреты! Золотое было время!

Обама:

— Но почему же сейчас у нас проблемы?

Александер:

— Проблемы у нас начались, когда в Кремль пришел Путин. При нем всю немецкую систему связи выдрали и поставили русскую. Из-под итальянской лепнины в Кремле все наши жучки выковыряли. А когда Путин стал премьером, русские поставили на стекла и стены мощные антирезонаторы. И опутали «Белый дом» мощным кабелем. Русские поумнели. И наша сладкая жизнь закончилась. Теперь мы прослушиваем главным образом мобильники русских… Сидим в их гаджетах и…

Обама:

— Но неужели ничего нельзя было подслушать, когда русские готовились захватить Крым? Там же были войска, много войск, было же наверняка много такого в эфире, из чего можно было понять намерения военных. Неужели Путин не переговаривался с министром обороны, со своим Генштабом? Не ве-рю!!!

Александер:

— Мы хорошо слышали переговоры русских военных, когда у них были маневры у границ Украины, на западе, в центре России, на Дальнем Востоке, на Черном море. Обычные штабные переговоры. Но наши компьютеры ни разу не зафиксировали слово «Крым». Ни один мобильник не произнес это слово. Ни разу! Русские хорошо замаскировали свою крымскую операцию в эфире. Путин в то время лишь три раза разговаривал по мобильному, который он, наверное, взял у своих помощников. Никаких указаний министру обороны или Генштабу мы не слышали. Я уверен, что они используют такие средства связи, о которых мы еще не знаем…

Обама:

— Я завидую Путину. Его никто не слышит. А вот меня слышат.

Вскоре Кит Александер был уволен. А вместе с ним и еще восемь руководителей различных департаментов американской разведки.

Это случилось вскоре после оглашения результатов расследования, которое проводила в АНБ и других разведорганах США комиссия конгресса. Но как случилась утечка информации из Овального кабинета президента, где проходило секретное совещание по Крыму, — так и осталось тайной…

СПРАВКА 

Разведсообщество США включает 16 служб:

1. ЦРУ.

2. ФБР.

3. Информационно-разведывательное управление госдепартамента.

4. Управление разведки министерства финансов.

5. Разведуправление минобороны.

6. Агентство национальной безопасности.

7. Разведуправление сухопутных войск.

8. Разведуправление военно-воздушных сил.

9. Разведуправление военно-морских сил.

10. Разведуправление корпуса морской

пехоты.

11. Управление космической разведки и картографии.

12. Управление спутниковой радиоэлектронной разведки.

13. Управление разведки министерства энергетики США.

14. Управление разведки министерства внутренней безопасности.

15. Разведуправление береговой охраны.

16. Разведуправление министерства юстиции США.

Основной и единственной независимой службой является ЦРУ — служба политической разведки правительства. Остальные 15 членов разведсообщества входят в состав различных федеральных министерств и ведомств.

Годовой бюджет сообщества — около $30 млрд.

Общее количество сотрудников — более 100 тыс. чел.

ДОСЛОВНО

«Это была большая и красивая работа. Классический образец гибридной войны. Войны без выстрелов. Мы сумели добиться успеха на всех направлениях операции — политическом, военном, информационном, гуманитарном. Я бы еще добавил — и интеллектуальном. Наши командиры и солдаты научились современно, нестандартно мыслить. За рубежом состояние нашей армии оценивали, видимо, старыми мерками, а она во многом была уже другой».

 Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках  Google+, ФейсбукеTwitter,Вконтакте

(Из рассказа министра обороны России генерала армии Сергея ШОЙГУ военному обозревателю  Виктору Баранцу.)

20.03.2016, 14:38