Потери украинских олигархов в Крыму: Как сложилась судьба активов на полуострове
30 крымских автозаправок Коломойского продадут по частям частным инвесторам, а национализированный санаторий «Форос» уже достался «Федерации профсоюзов Татарстана» за 1,4 млрд. рублей. Впрочем, не у всех украинских олигархов крымский бизнес пошел вразнос. Спустя два года после присоединения Крыма к России мы выяснили судьбу активов украинских богачей на полуострове. Если одни потеряли все, то другие публично отрицают какой-либо бизнес в Крыму, но продолжают строить его в новых реалиях и под новыми именами. Причем, есть даже те, чьи дела резко пошли в гору. Да так, что Крыма и России им уже мало.
Потеряли все: осталась только Гаага
Петр Порошенко, Игорь Коломойский, Андрей Клюев, Сергей Тарута и Константин Жеваго — те украинские олигархи, кто потерял в Крыму всё. Экс-губернатор Днепропетровской области и владелец группы «Приват» «кинул» тысячи крымских вкладчиков «Приватбанка» и активно поддерживал бойню на Донбассе, создавая свою собственную армию из добробатов. Поэтому понятно, почему на полуострове все имущество Коломойского сразу национализировали. Всего в собственность полуострова ушло более 82 объектов. Самые крупные из них — офисы «Приватбанка», АЗС под разными брендами, санатории «Форос» и «Таврия». Общую стоимость потерянных активов олигарх оценивает в 2 млрд. долларов, что на 700 млн. долларов больше его нынешнего состояния, и намерен добиваться «правды» в Международном арбитражном суде Гааги.
Президент Украины Петр Порошенко, чье состояние оценивают сейчас в 979 млн. долларов, лишился своих активов в Крыму не сразу, а лишь через год после начала «Крымской весны». Известно, что украинский лидер пытался продать «Севастопольский морской завод», которым владел через инвестфонд «Прайм Эссетс Кэпитал», но не успел. В феврале 2015 года предприятие национализировали, и оно перешло в собственность правительства Севастополя. А осенью прошлого года его сдали в аренду государственному «Центру судоремонта «Звездочка» из Северодвинска.
Экс-губернатор Донецкой области и один из совладельцев корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Сергей Тарута потерял на полуострове около 100 млн. долларов. Столько примерно стоит санаторий «Айвазовское», что в Партените. В последние годы украинского Крыма в здравницу вкладывались значительные средства, и часть корпусов у моря, по словам Таруты, должна была стать гостиницей под управлением мировой отельной цепочки Hyatt. В 2014 году «Айвазовское» национализировали, передали в состав Управления делами президента РФ, и свое восхищение, например, японским садом здравницы уже выражал российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Экс-глава администрации президента Виктора Януковича и бывший вице-премьер Андрей Клюев потерял в Крыму солнечные электростанции. Их мощности в 180 мегаватт достаточно, чтобы летом покрыть треть потребностей Крыма в электроэнергии. Но скрытный украинский олигарх потерял электростанции не поэтому. До присоединения Крыма к России братья Клюевы взяли под контроль запорожский «Завод полупроводников». На 75% он принадлежал австрийской компании Active solar, которой неофициально владели олигархи, и производил для нее солнечные батареи. Под это и частично под залог крымских активов Клюевы заняли у «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» почти миллиард долларов. А после переворота в Украине Клюевы бежали, и солнечные электростанции арестовали по иску Фонда защиты вкладчиков. Active Solar же заявила о банкротстве, и ее активы, скорее всего, перейдут китайской госкорпорации CNBM International. Ей Клюевы, оказывается, задолжали еще больше, чем украинским банкам. И китайцы могут поставить вопрос принадлежности солнечных электростанций, хотя еще некоторое время назад Active Solar открещивалась от них в новых политических реалиях как для Крыма, так и самих братьев.
У разбитого корыта в Крыму остался и Константин Жеваго. По данным «Коммерсанта», судостроительный завод «Залив» отжали у украинского олигарха некие бизнесмены из Татарстана. Как рассказал газете источник, Татарстан принял активное участие в присоединении Крыма и работе с крымскими татарами. Поэтому управлять «Заливом» якобы будет Зеленодольский судостроительный завод. Сменным официальным арендатором после Жеваго, однако, стало ООО «СЗ «Залив» с уставным фондом в 10 тысяч рублей. Часть из них внес и нынешний директор Андрей Жердев. Крымские власти при этом самоустранились, заявив, что конфликт хозяйственный. А вскоре завод получил заказы на строительство двух танкеров и поисково-спасательного судна. На закладку последнего приезжал российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. В пресс-службе Константина Жеваго при этом заявили, что будут добиваться возвращения активов в международных судах, так как «Залив» входил в норвежский холдинг олигарха.
Кое что осталось: Ахметов защищается оффшорами, а Фирташ ищет новые рынки сбыта
Не все , но самую доходную часть своих активов в Крыму потерял и Ренат Ахметов. Из-за событий последних лет богатств у донецкого олигарха и владельца СКМ поубавилось. Но он по-прежнему остается самым богатым украинцем. Его состояние в 2015 году американский Forbes оценил в 2,3 млрд. долларов (в 2013 — 15,4 млрд.). В Крыму олигарх лишился «Укртелекома» и «Крымэнерго». Их национализировали.
Из другой крупной собственности Ренат Ахметов сохранил санаторий «Ай-Даниль», имение «Новый Кучук-Кой» на Южном берегу Крыма, сельхозпредприятие «Ильич-Агро Крым» и терминал по перевалке зерна и кальцированной соды стивидорной компании «Авлита» в Севастополе. Последнее из-за отсутствия заказов простаивает, а вот здравницы и хозяйство работают. 5 цехов «Ильич-Агро Крым» выращивают подсолнечник, овощи, рапс и кормовые, а через ООО «Харвист холдинг» предприятие принадлежит Harvest holding, которая управляет сельхозактивами группы СКМ Ахметова. Со здравницами сложнее — они принадлежат Ахметову не напрямую, а по запутанной схеме оффшоров. Возможно, поэтому крымские власти говорили о национализации, но так и не осуществили ее. Еще в украинские времена санаторий «Ай-Даниль» принадлежал Мариупольскому металлургическому комбинату, который входит в состав холдинга «Метинвест» группы СКМ Ахметова. Но в 2013 году более 50% здравницы продали британской Casamo limited. Эта фирма является пустышкой с уставным капиталом в 4 фунта стерлинга, с многочисленными скандалами и неизвестными конечными владельцами. Тем не менее, она по-прежнему является собственником «Ай-Даниля», а при России британской компании отошел весь санаторий. Сейчас она управляет здравницей у Гурзуфа через севастопольский СКОК «Ай-Даниль» с уставным капиталом в 303 млн. рублей.
Примерно та же история и с имением «Новый Кучук-Кой», которое возвели в бывшей дореволюционной усадьбе и парке-памятнике культурного наследия в Парковом. Его СКМ продала другому оффшору, кипрской Starvista Limited, еще в 2008 году. Главой компании является Роман Бугайов, который был зарегистрирован по адресу, по которому располагался СКМ. Сейчас кипрский оффшор управляет имением Ахметова через ООО «Старвиста Крым». Его зарегистрировали уже после присоединения Крыма к России с уставным фондом в 50 млн. рублей.
Кто поставил свой бизнес в Крыму на паузу, так это Олег Бахматюк, чье состояние оценивают в 600 млн. долларов. Владелец крупнейшего в Украине агрохолдинга UkrLandFarming законсервировал птицефабрику «Южная-Холдинг», а поголовье кур вывез на другие предприятия. Крымскую птицефабрику оценивают в 150-200 млн. долларов. Крымские власти даже посещали остановившееся предприятие, но национализировать его не решились. Бахматюк пригрозил судебными исками в британских судах.
В отличие от агроолигарха его более знаменитые коллеги по большому бизнесу Дмитрий Фирташ и Вадим Новинский свой бизнес продолжают, но уже в новых условиях. Газовый король зарегистрировал российское предприятие. Ему Ostchem holding группы компаний Group DF Фирташа и сдает в аренду «Крымский содовый завод» и «Титан». После блокады Крыма, правда, предприятия получают сырье из Украины, но ищут новые рынки сбыта уже в России.
Проще поступил экс-россиянин Вадим Новинский, младший партнер Ахметова и владелец состояния в 1,4 млрд. Он переписал свой крымский актив на брата. «Балаклавское рудоуправление», которое разругалось с «Ночными волками» из-за горы Госфорта, принадлежит сейчас кипрскому оффшору Kagerol Holdings Limited. Его экс-регионал, а ныне нардеп от «Оппозиционного блока» переписал на брата Ашота Малхасяна. И предприятие работает. Из-за нехватки электроэнергии — по ночам. Из-за чего на недавнем выездном заседании Общественной палаты России в Севастополе местные общественники потребовали его закрыть.
Все осталось: Крыма уже мало
Владелец сети супермаркетов «АТБ» Геннадий Буткевич — один из самых скрытных олигархов в Украине. При Януковиче он развился благодаря дружбе с нардепом Самойленко, который был вхож в «семью». А сейчас, наоборот, попал в опалу. В украинском парламенте был даже законопроект о национализации «АТБ». В Крыму его эта участь не постигла, хотя в Украине Буткевичу приходилось не раз доказывать, что крымские активы он продал. Олигарх из Днепропетровска сдает их якобы российским фирмам и они уже создали новую сеть «ПУД». На самом деле, российские компании тоже принадлежат Буткевичу через цепочку ООО и кипрскую фирму Olberg Limited. По крайней мере, место регистрации оффшора совпадает с местом регистрации владельцев украинского «АТБ-Маркет» в Никосии.
Не поверите, но лучше всех крымский бизнес идет у друга украинского президента миллиардера Юрия Косюка. Он известен по торговым маркам «Наша ряба» и «Легко». Несмотря на то, что олигарх успел побывать в кресле замглавы администрации президента и отвечал за АТО на Донбассе, он по-прежнему владеет крупными предприятиями на полуострове — «Крымской фруктовой компанией», мясокомбинатом и птицефабрикой «Дружба народов Нова».
В Украине олигарх управляет агрохолдингом «Мироновский хлебопродукт» через кипрский оффшор Raftan holding. Он же, по данным Федеральной налоговой службы, владеет ООО «Дружба Народов Нова». Эта зарегистрированная уже после присоединения Крыма к России фирма и выступает учредителем предприятий, которые непосредственно управляют мясокомбинатом и птицефабрикой. Более того, на всех предприятиях Юрия Косюка даже руководители остались те же. Несмотря на то, что в начале прошлого года поголовье, например, птицы на «Дружбе народов Нова» упало на четверть из-за проблем с доставкой инкубационных яиц, бизнес друга Порошенко в последнее время шел только в гору. В условиях блокады и прекращения работы предприятий Бахматюка он стал едва ли не монополистом на рынке курятины в Крыму. По крайней мере, его дважды обвиняли в использовании монопольного положения и один раз оштрафовали на полмиллиона рублей. При этом некое ЧАО «Дружба народов Нова» из той же Петровки в Красногвардейском районе прошло в конце прошлого года ветеринарно-санитарное обследование и получило право на экспорт продукции в Тунис. То есть курятина пойдет прямо в африканскую страну. По действующему украинскому законодательству, предприятия могут экспортировать из Крыма, но через Украину и как ее продукцию. Поэтому Косюк, который остается внештатным советником Порошенко, нарушает уже два закона сразу: об оккупированных территориях и свободной экономической зоне. Что, впрочем, уже давно делают и другие украинские предприятия. Они зарегистрировали крымский бизнес в Крыму на новые фирмы и гонят, например, зерно прямо в Африку, на Ближний Восток и делают это прямо из крымских портов. Киев при этом в курсе и обещал разобраться с украинским зерном еще в прошлом году.
Обычный бизнес: был производителем, а стал «прокладкой»
Олигархи не единственные, кто пытается выжить и даже преуспеть в уже российском Крыму. Сегодня на полуострове работают десятки перерегистрировавшихся по законам России предприятий украинских бизнесменов: от сети строительных супермаркетов «Эпицентр» нардепа Александра Гереги до сети «Сильпо» Fozzy Group Владимира Костельмана. И если последний не скрывал, что собирается продолжать бизнес в Крыму, то остальные отрицают какую-либо связь с крымскими активами. Особо прыткие при этом поменяли даже сферу деятельности, а их владельцы каким-то образом получили запрещенное в Украине второе гражданство. Например, месяц назад тендер «Черноморнефтегаза» на поставку судовых электрогидравлических кранов за 147 млн. рублей выиграло некое ООО «Техэнергомаш» из Симферополя. Предприятие рекламирует себя представителем Воронежского механического завода по поставкам нефтегазового оборудования. Эта российская компания к производству судовых кранов никакого отношения не имеет. Поэтому «Техэнергомаш» является посредником, которого в народе обычно называют «прокладкой» и чьи производственные мощности, судя по адресу, состоят из двух стульев и стола. Впрочем, любопытно не только это. Предприятие, чей уставной фонд составляет 20 тыс. рублей, зарегистрировалось в Крыму в июне 2014 года, а его директором и совладельцем выступает гражданин России Александр Николаевич Ким. Человек с такими же фамилией, именем и отчеством, но украинским гражданством, является директором и владельцем херсонского ООО «Южный меридиан». Это предприятие специализируется на производстве сварочных аппаратов и электростанций. А в украинские времена Крыма поставляло электростанции на платформы того же самого «Черноморнефтегаза». Так, новые реалии Крыма «превратили», по сути, производителя в «прокладку».
Есть, кстати, в Украине и фирмы, которые дел с Крымом не имели, но решили подзаработать на присоединении полуострова и создали там копии-посредники. Все помнят газовый скандал с Геническом, который замерзал, но Крым по указанию президента России дал газ и город спасли. Несмотря на все заявления Киева о том, что полуостров просто возвращал украинское голубое топливо, Крым действительно сделал это в качестве благотворительности. Дело в том, что сразу после присоединения Крыма к России Украине отдали Стрелковое газовое месторождение, залегающее под Арабатской стрелкой и в Азовском море. А «Черноморнефтегаз» (в Украине продолжает работать одноименное предприятие) начал разрабатывать его с частной добывающей компанией «Пласт» нардепа Александра Онищенко. Причем отдал ему 60% в уже давно освоенном месторождении. Загвоздка состояла в том, что газ Стрелкового месторождения в последние годы добывали для снабжения сугубо Геническа. Летом его потребление падало, и «излишки» можно было хранить только в газовом хранилище в Крыму, чтобы покрыть ими рост потребления зимой. В марте 2014 года Крым стал территорией другого государства, и для подобных сделок уже необходимы были международные контракты. Добро на них должен был дать Киев, на что он бы ни за что не пошел. Поэтому экс-регионал Онищенко схитрил и зарегистрировал в Симферополе российскую копию своей компании — ООО «Пласт». Оно и оплачивало транспортировку и хранение газа на полуострове. Бизнес, однако, на уже готовом месторождении не задался, и «Пласт» задолжал Крыму 6 млн. рублей. О чем частники честно и заявили еще в июле прошлого года в «Нефтегаз Украины», мотивируя тем, что в совместной деятельности есть доля государственного «Черноморнефтегаза», и разбираться в ситуации, как и платить, должен и Киев. Тот «отморозился». Далее крымский «Черноморнефтегаз» подал в суд и прекратил абсолютно правомерно принимать и подавать газ в Украину. После чего, собственно, Геническ едва и не замерз, а спасла добрая воля президента России.
Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках Google+, Фейсбуке, Twitter,Вконтакте
21.03.2016, 15:58