Украинские хранилища газа больше не нужны Европе, как и сама Украина
Мечта интегрировать свою газотранспортную систему (ГТС) с европейскими сетями у Украины появилась совсем не вчера, и не после «майдана» — а еще несколько лет назад, в период правления В.Януковича (а скорее — раньше). «Жемчужиной» системы, которая обеспечила бы интерес европейцев, тогда должна была стать система подземных хранилищ газа (ПХГ).
Звучало это всё красиво. Евросоюз озабочен своей энергетической безопасностью, а потому старается увеличить объём своих ПХГ. Но дело это долгое и затратное, а тут «под боком» находятся мощности по хранению в 30 млрд кубометров, как минимум половина из которых Украиной не используется для собственных нужд.
На деле же годы шли, а меры по либерализации газотранспортного сектора «Нафтогаза» и, соответственно, его интеграции с европейскими сетями, продвигались медленно. И за эти годы многое изменилось. В результате, украинские ПХГ сейчас уже выглядят для газотранспортной системы обременением, а не конкурентным преимуществом. Что же произошло?
Во-первых, в ЕС запустили дополнительные собственные ПХГ, в результате сейчас суммарная мощность хранилищ составляет 105 млрд кубометров. На этом фоне, потребление газа в Европе не растёт, как ожидалось, а стагнирует в диапазоне 400-450 млрд кубометров. Поэтому уже сейчас доля мощностей в ПХГ составляет свыше 20% от годового потребления, что является комфортным уровнем.
При этом экономика хранения газа в Европе трещит по швам. Напомним, что операторы ПХГ зарабатывают на разнице «зимних» и «летних» цен на газ. Но из-за суммы факторов (снижение спроса на газ, пока сохраняющийся избыток экспортных трубопроводов и терминалов по приему СПГ, контрактов на поставку, появление новых хранилищ) летние и зимние цены на газ сейчас оказываются практически одинаковыми.
Динамика разницы зимних и летних цен на природный газ на хабе TTF
Источник: Timera-energy
За последние десять лет «спред» упал в разы. Он уже не покрывает даже операционные расходы на работу ПХГ, не говоря уже об окупаемости капитальных затрат. Нет сомнения, что европейские ПХГ «спасут». Если будет нужно Еврокомиссия поддержит, ведь речь идет о стратегических вопросах — энергобезопасность Евросоюза. Любопытно, что на таком фоне рассматриваются даже новые проекты по подземному хранению газа.
Хранилища на выселках
Вот только украинских хранилищ это уже не касается. Здесь придётся работать только на коммерческих основаниях.
А по причинам достаточного количества ПХГ в Европе, стала необязательной и закачка газа в укрПХГ для обеспечения украинского транзита. Она проводится только из-за того, что это всем удобно: «Газпрому» — более ранние гарантированные продажи газа, Украине — кредит от ЕС под закачку, Европе — некоторое спокойствие при прохождении зимнего транзита (т.к. газ в ПХГ является газом «Нафтогаза» — следовательно пока он есть, не будет несанкционированного отбора). Но технологической необходимости в такой закачке уже нет.
Хранилища газа стараются располагать недалеко от маршрута экспортного газопровода. Поэтому отдельная проблема для укрПХГ заключается в том, что в случае отказа России от транзита газа, они оказываются «на выселках» европейского рынка газа. Чтобы воспользоваться украинским хранением, даже от ближайшего (и не самого популярного) австрийского хаба Баумгартен, газ нужно прокачать по территории Словакии (при закачке) и обратно (при отборе). Если же говорить о хабах северо-западной Европы, то транспортные расходы оказываются еще больше (маршрут через Германию, Чехию и Словакию).
Источник: IEA
Так или иначе, о том, что «жемчужина» превратилась в «тыкву» в конце февраля в явном виде заявилсам «Нафтогаз» : чтобы найти зарубежных инвесторов для украинской ГТС, необходимо выделить убыточные ПХГ в отдельный бизнес.
От Европы к Турции
Понимание ненужности украинских ПХГ для Европы действительно появилось даже в «Нафтогазе», об этом говорит еще один индикатор. Последние полгода всё активней продвигается новая тема — использование украинских ПХГ для нужд турецкого газового рынка. Официально эта тема была поднята в середине марта, во время визита П.Порошенко в Анкару.
Звучит на первый взгляд опять же красиво. Турция — крупный потребитель газа (50 млрд кубометров в год), но вот только своих ПХГ у них практически нет.
Напомним, что сейчас Россия поставляет в Турцию около 14 млрд кубометров по прямому морскому газопроводу «Голубой поток», еще столько же — через Украину и Трансбалканский газопровод (Румыния, Болгария).
Источник: IEA
Большой «Турецкий поток» (4 нитки, 63 млрд кубометров) — с выходом основных объёмов в ЕС — теперь уже не будет построен. Но вот одна нитка (16 млрд кубометров) для собственных турецких нужд была бы кстати. Она могла бы заменить украинский транзит. Но из-за известных проблем сейчас проект заморожен полностью.
А приводить газ в Турцию через «Северный поток-2», разумеется, никто не будет. А потому южный коридор украинского транзита может и сохраниться в том случае, если прогресса даже по одной нитки «Турецкого потока» не произойдет.
Напомним, что основные хранилища газа находятся на западной границе Украины.
Источник: naftogaz-europe.com
Взгляд на схему ГТС и сравнение с расположением ПХГ говорит о том, что задача использовать хранилища газа для нужд Турции — непростая. Основные газопроводы на запад (Европу) и юг (Турцию) расходятся очень «рано», еще на востоке Украины.
Поэтому будь то российский или европейский газ, поставки газа в Турцию с использованием украинских ПХГ — задача, подразумевающая реконструкцию ГТС. И всё равно газ в таком случае будет проходить дополнительный маршрут длиной почти во всю Украину. Или же нужны новые газопроводы, связывающие запад и юг Украины по более короткому маршруту.
Тем не менее, турецко-украинское сотрудничество в газовой сфере остаётся интересным сюжетом для дальнейшего наблюдения.
Эксперимент для Европы
Одновременно можно понаблюдать за другим сюжетом.
Несмотря на описанные выше трудности, Украина начала эксперимент по использованию ПХГ для европейского рынка. В начале апреля «Нафтогаз» официально предложил европейским компаниям закачивать газ в свои ПХГ. А пункт сдачи-приемки газа Budince был переведен в двусторонний режим работы (ранее, напомним, этот пункт являлся каналом получения газа по реверсу со стороны Словакии). В свою очередь, это стало возможно, т.к. появились свободные (незабронированные «Газпромом») мощности словацких газопроводов в сторону Европы. Гарантированные мощности с территории Украины в сторону ЕС составляют сейчас 19 млн кубометров в сутки (то есть, такие мощности могут быть использованы зимой для поставок в ЕС при отборе газа, ранее закачанного европейскими импортерами).
Осенью будет интересно посмотреть объемы закачки европейскими компаниями, если их опубликуют.
Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках Google+, Фейсбуке, Twitter,Вконтакте
18.04.2016, 16:13