Джей Меркури: Кровавый Майдан. «Беркут» и протестующие
Политический обозреватель Джей Меркури опубликовал свой второй рассказ. На этот раз за основу взяты события происходившие в Украине в 2013-14 годах.
В «Беркут. Врадиевка.
Жизнь такая штука, что порой бывает весьма непредсказуемой. Евгений всегда хотел лишь одного – служить своей стране. А оказался на службе у двуличных политиканов, которым было наплевать на всё кроме своих амбиций.
После участия в ряде миротворческих миссий, Евгений реши, что настало время, как-то начать обустраивать свою жизнь в Украине. В 35 лет у него были большие перспективы, чтобы сделать карьеру в МВД. И в 2013 году он получил неплохую должность в спецподразделении «Беркут». Ему доверили командовать ротой в преддверии одного из самых кровавых протестов в истории Украины.
В «Беркут» пошел по рекомендации хорошо знакомого полковника Николая Сергеевича с которым вместе участвовали в миротворческой миссии в Ираке. Полковник с легкостью уговорил Евгения, сделав телефонный звонок.
— Жень давай к нам в «Беркут». У нас сейчас зарплаты хорошие, стабильность и карьерный рост с твоим опытом гарантирован. Сначала покомандуешь годик ротой, а потом на повышение.
— «Беркут» говоришь Николай Сергеевич. Ну давай попробуем в «Беркуте». А чем занимаются Ваши «Беркутята»?
— Та ничего особого. С преступностью боремся и на протестах порядок поддерживаем, помогаем срочникам из внутренних войск.
— Ну лады. «Беркут» так «Беркут».
А в это время в стране постепенно накипали протесты. И если к политическим кризисам все привыкли, для Украины – это считалось нормой. То в Николаевской области во Врадиевке случилась непредсказуемая ситуация. Местные жители разгромили отдел милиции. Врадиевские менты изнасиловали и избили 29 летнюю девушку, начальство хотело всё замять, из-за этого начались беспорядки. В дело вмешалось высшее руководство МВД и смогло успокоить граждан.
Евгений в то время проходил службу в Киеве и в свободное время любил подискутировать с полковником.
— Николай Сергеевич, что думаешь по поводу Врадиевки?
— Жень, ещё хорошо отделались. Ведь могли и сжечь отделение…
— Странно, вот мы, как бы служим народу. А защищаем в основном всяких подлецов. Те врадиевские менты хоть понесут наказание. Что-ж теперь, народу необходимо громить участки, чтобы судьи начали судить по закону?
— Ну, а что мы можем сделать. Народ сам себе выбирает такие власти. Голосовали бы за нормальных людей и жизнь была бы по нормальней. Менты врадиевские устроили беспредел, только из-за попустительства местных властей. Думаю – это был далеко не первый подобный случай там.
— А вот ты Николай Сергеевич за кого голосуешь?
— За кого прикажут, за того и голосую. А если не прикажут, то вообще не голосую.
— Оказывается и полковники голосуют по приказам.
— Жень, полковники то ещё ерунда. Генералы и те голосуют, как им прикажут. Вот такая у нас демократия.
Евромайдан. Студенты.
В ноябре 2013 году президент Украины отказался подписывать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Данное событие стало причиной акций протеста по всей стране. Самые масштабные протесты при участии студентов проходили в Киеве.
Точкой невозврата стала дата 30 ноября. В этот день полковник поручил Евгению обеспечить порядок на главной площади страны. Было вечернее время, на Майдане оставались порядком 200 человек, ожидались провокации.
— Жень бери своих ребят и на Майдан. Необходимо обеспечить порядок. Наши источники сообщают о подготовке какой-то провокации.
— Слушаюсь товарищ полковник. Всё будет сделано.
В этот день полковник предсказал, что текущие события только начало.
— Знаешь Жень… Мне на ушко нашептали, что кинул наш президент серьезных людей на Западе. Мирными протестами тут не ограничится. Назревает что-то серьезное.
По прибытию на Майдан Евгений увидел следующую картину. Бойцы «Беркута» жестко расправлялись со студентами. Евгений обратился к главному.
— Что здесь происходит? Меня прислали для обеспечения порядка.
— Не твое дело капитан. – Ответил ему человек в форме «Беркута».
— Кто отдал приказ на разгон?
— Я сказал не твое дело. Вали отсюда по доброму.
Евгений связался с полковником, чтобы уточнить информацию о происходящем.
— Николай Сергеевич здесь «Беркут» студентов кошмарит… Что происходит узнать не получается.
— Опоздали мы Женя. Вот что происходит…
— Я ничего не понимаю.
— Скоро поймешь. Похоже началось…
На следующий день Киев был наводнен протестующими. Происходили, как мирные протесты, так и силовые акции. Наиболее ярким событием, стала попытка прорыва радикалов к администрации президента, которую удалось отбить.
Точка невозврата прошла. Начинался кровавый майдан.
Люди с кастрюлями
В первых числах декабря, Евгений со своей ротой находился на Майдане. Основная задача была прежняя – не допустить провокаций. В это время протестное движение, казалось ему даже немного забавным. Пока его коллеги участвовали в уличных боях с радикалами, Евгений наблюдал за людьми, которые носили на головах кастрюли.
Многое Евгений видел в своей жизнь, но такое в первый раз. Люди с кастрюлями очень внимательно слушали ораторов со сцены, которые обещали им счастливое будущее. Выделялся на этом фоне человек в очках, который на тот момент являлся лидером оппозиции.
— Мы собрались здесь не просто так. Сегодня от нас зависит будущее нашей страны. Или мы будем жить цивилизованно, как в Европе, или постепенно скатываться в пропасть. Только благодаря сотрудничеству с Европейским союзом Украина сможет по-настоящему расцвести. Для этого нам необходимо избавится от того преступника, который узурпировал власть!!! – Промолвил в одной из своих речей человек в очках.
Этот персонаж нравился людьми с кастрюлями. Многие из них приходили именно на него. И хоть после выступления, часто смеялись с его речей, но после нескольких часов спрашивали друг у друга «Когда там Арсений будет выступать?».
Самым неудачным оратором был один известный боксер, который решил стать политиком. Боксер явно волновался и в его речах часто проскальзывало «эээээ…», «мээээ…», «бэээ…». Впрочем люди с кастрюлями всегда провожали боксера аплодисментами.
Были люди с кастрюлями приветливы и к Евгению. Видя, что бойцы Евгения могли почти весь день находится без еды, люди с кастрюлями подкармливали бойцов «Беркута» бутербродами.
Через неделю полковник перевел Евгения в горячую точку. При этом дал четкое указание, которое звучало «минимум насилия».
— Твоей роте предстоит отбивать атаки радикалов. Главное Женя «минимум насилия»
— Это как понимать?
— Вот так и понимай. Передаю тебе, то, что мне сказал генерал.
Это был один из самых коротких диалогов между Евгением и полковником. Николай Сергеевич был явно разгневан тем, что вышестоящее начальство надеялось, что всё закончится как в 2004-05 годах. Но полковник понимал, что в этот раз без жертв не обойтись, их только можно отсрочить на некоторое время.
Змей
Середина декабря проходила в уличных боях. Роте Евгения противостоял отряд националистов. Командовал националистами 24 летний парень, которого называли Змей.
Змей был весьма талантливым полководцем и Евгению порой приходилось непросто. Хотя позиции удавалось сохранять, готовится необходимо было к чему угодно.
19 декабря Евгений был немного шокирован, когда его сержант Дмитрий доложили о том, что противник смастерил катапульту.
— Командир по нам бьют из катапульты.
— Чего?
— Катапульта!!! Что прикажите делать. Минимум насилия?
— Какого нах… А ну готовь в атаку. Как они зае.. со своим минимум насилия.
— Есть.
Бойцы «Беркута» были рады такой реакции. И когда услышали приказ в бой, то за несколько минут разгромили отряд националистов. Евгений, тогда хвалился «Вот вам и великий Змей, отброшен в бегство».
После этого случая националисты вели себя относительно сдержанно. А сам Змей решил пообщаться с Евгением.
Выглядело – это так. Человек из отряда националистов вышел с белым флагом и предложил командиру «Беркута» переговоры. Евгений согласился.
Змей начал первым разговор.
— Хорошо твои сегодня нас отделали.
— Твои тоже хороши, катапульты научились мастерить.
— Аха… экспериментальное оружие…
— Скажи Змей долго ещё здесь бодаться будем?
— Это лучше ты командир скажи.
— У меня приказ.
— И у меня приказ. Вот ты за, что командир воюешь?
— Это ещё далеко не война…
— Ну ты меня понял.
— Я всегда хотел служить своей стране. А сейчас нахожусь на службе у дерьма… Главное для меня сохранить своих ребят. С органов уйду, когда это всё закончится. А ты за, что воюешь?
— Я за Украину. Вот, когда мы придём к власти, увидишь командир, жизнь изменится. Может и ты передумаешь с органов уходить.
На этом, короткий разговор закончился. Евгений симпатизировал Змею. Поскольку, когда-то сам таким был. Но понимал, что в будущем парня ожидает лишь одно – разочарование. Ведь человек в очках, который планировал стать новым народным лидером, был ничем не лучше тех кто находится у власти.
— Эх наивные люди. Они поимеют всех Вас, как когда-то поимели моё поколение. В этой стране, никогда не будет перемен. – Рассуждал Евгений, после того, как ему полковник сообщил, что его роту выводят из горячей точки из-за инцидента с катапультой.
Бойня
Вернули роту Евгения на передовую вечером 19-го февраля. К тому времени стало ясно, что план «Минимум насилия» провалился. Текущий режим весел на волоске, а президент по прежнему не решался на какой-то радикальный шаг.
После столкновений 18-го февраля советники подталкивали президента на штурм. Даже дали приказ «Беркуту» начать подготовку к зачистке Майдана. Впрочем в решающий момент всё было отметено.
Полковник проводил инструктаж, на котором указал позиции, которые необходимо занимать. После инструктажа Николай Сергеевич попросил Евгения задержаться.
— Жень, ситуация очень непростая. В любой момент могут начать стрелять. По нашим сведениям у радикалов находится достаточно оружия, для того, чтобы организовать бойню.
— А, как же мы?
— Официально мы безоружные. Но ходят слухи, что некоторые подразделения грубо нарушают приказы и бьют по протестующим с летального оружия.
— Это как… Почему их не отстранят?
— Помнишь разгон студентов… На верху, у президента не все под контролем. Как бы не произошел переворот. Ты Жень, если увидишь, что бойня началась, бросай позиции и отступай.
После разговора с полковником Евгений вызвал к себе своих сержантов и дал четкие указания, не геройствовать.
— Ребята… Возможно сегодня последний день, когда я вами командую. Есть информацию, что начнут стрелять. На верху сидят те, кому плевать на Ваши жизни. Поэтому не геройствовать. Среди своих тоже не всё понятно, есть те кто играют на две стороны. В общем готовьтесь к тому, что придётся драпать.
Ночь 19-го февраля прошла в напряжении. Все понимали, что утром что-то будет. Бойня была неизбежной и протестующие и правоохранители готовились к решающим столкновениям.
Некоторые сотрудники «Беркута» приняли для себя решение, что как только Майдан закончится, то подадут в отставку. Евгений уже написал заявление. Служить политиканам больше не хотелось. Он даже не понимал, зачем пошел на этот шаг. Ведь ещё в 90-х годах было понятно, за чьи интересы он рискует своей жизнью.
В 9:00 20-го февраля началось. Протестующие пошли на прорыв. Но помимо привычных уличных боев, начали раздаваться выстрелы.
Работали снайперы. Причем по обоим сторонам конфликта. Начался хаос. Евгений приказал своим бойцам отступать.
— Командир у нас есть раненые. – Сообщил один из сержантов.
— Тяжелые?
— Жить будут.
— Берем раненых и валим отсюда.
Рота Евгения обошлась малыми потерями. Командир вывел своих бойцов в безопасное место. Он не понимал, что происходит. Ему уже было абсолютно наплевать на всё. Главное, что удалось сохранить жизни своим бойцам. Остальное неважно. За – это время, проведенное на майдане он понял одно, что это не его война. И повлиять, на процесс возможностей нет. 20-го февраля 2014 года Евгений уволился из органов и пообещал себе, что больше никогда не вернется.
Закончился Майдан 22-го февраля. Президент покинул Киев. Через несколько дней Николай Сергеевич связался с Евгением и предложил вернуться на службу.
— Жень, ты чего так резко всё бросил?
— Достало оно меня.
— Понимаю. Вернуться не хочешь. Такие люди, как ты новой власти не помешают.
— С меня достаточно Николай Сергеевич. А что произошло 22-го не расскажете?
— Много там непонятного. Свои вроде убрать президента пытались. Покушение было. В общем обосрался он конкретно, говорят даже потерял дар речи. Так его охрана погрузила и делать лыжи. Есть информация, что среди охраны у него россияне были, нужен он ещё зачем-то России живым.
— Понятно… В неспокойное время живем Николай Сергеевич. Ну, всего доброго Вам. Не хворать.
Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках Google+, Фейсбуке, Twitter,Вконтакте
16.10.2016, 16:20