Как 100 лет назад английский король обрек царскую Семью на мученическую смерть
Николай II с женой, детьми и близкими был расстрелян в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге.
Загадка истории: почему после отречения от престола в марте 1917 года последний русский царь остался в России, а не уехал с домочадцами за границу. Ведь шанс на спасение был.
«Что же касается эвакуации царской семьи, то мы решили отправить их через Мурманск в Лондон,- утверждал позже глава Временного правительства А. Ф. Керенский. — В марте 1917 года получили согласие британского правительства, но в июле, когда всё было готово для проезда поезда до Мурманска и министр иностранных дел Терещенко отправил в Лондон телеграмму с просьбой выслать корабль для встречи царской семьи, посол Великобритании получил от премьера Ллойд Джорджа ясный ответ: британское правительство, к сожалению, не может принять царскую семью в качестве гостей во время войны».
Поэтому вместо запланированного Мурманска Временное правительство вынуждено было отправить Семью в Тобольск. Поскольку в Петербурге усиливалось революционное движение, анархия.
Эвакуация вглубь России не спасла Николая II. Большевики свергли Временное правительство. И уничтожили Семью в подвале Ипатьевского дома.
ДВОЮРОДНЫЕ БРАТЬЯ
— Керенский не лукавил, не обелял себя задним числом, — говорит историк спецслужб, писатель Геннадий СОКОЛОВ. – Рассекреченные документы полностью подтверждают его слова.
Англия действительно стала бы лучшим прибежищем для царской семьи в объятой мировой войной Европе. Россия была союзницей англичан в борьбе с Германией. Кроме союзнического долга Петербург и Лондон соединяли тесные родственные узы правителей. Николай II и его супруга императрица АлександраФёдоровна приходились королю Георгу V двоюродными братом и сестрой.
— Вот даже как?!
— Поясняю. Мать Георга V, королева Александра — сестра августейшей матери государя Николая II вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Родная тетя последнего русского царя.
Отец Георга V, Король Эдуард VII — брат матери государыни императрицы Александры Фёдоровны. Родной дядя супруги последнего русского царя.
Кузены (двоюродные братья) Николай II и Георг V даже внешне были очень похожи! Близко дружили, звали друг друга «старина Ники», «милый Джорджи».
«Да, мой самый дорогой Ники, я надеюсь, что мы всегда будем продолжать нашу с тобой дружбу; ты знаешь, я неизменен, и я всегда тебя так любил… В мыслях я постоянно с тобой. Благослови тебя Бог, мой дорогой старина Ники, и помни, что ты всегда можешь рассчитывать на меня как на своего друга. Навеки твой преданный друг Джорджи».
Так писал Георг V Николаю II.
Потеряв весной 17-го престол, чета Романовых надеялась на временное убежище в Англии у «милого Джорджи». Оставаться в России им было опасно. Здесь открыто раздавались призывы убить супругу бывшего государя как «немецкую шпионку». А заодно и «Николая Кровавого».
22 марта 1917 года кабинет министров Великобритании принял решение о предоставлении «императору и императрице приюта в Англии на время, пока идет война». Об этом в Петрограде сообщил Временному правительству посол Джордж Бьюкенен.
Однако уже через неделю, 30 марта, «преданный друг Джорджи» сделал попытку дезавуировать приглашение правительства его русскому кузену. «Из-за опасности рейса и по соображениям целесообразности пребывания императорской семьи в этой стране …» О чем личный секретарь короля, лорд Стеймформхэм, известил российский МИД.
2 апреля министр иностранных дел Англии лорд Артур Бальфур попытался объяснить королю, что нехорошо идти на попятную: «Министры Вашего величества… не думают, что, если ситуация не изменится, возможно взять назад свое приглашение, которое было послано, и они полагают, что король согласится придерживаться прежнего решения, которое было послано Советом министров его величества».
— И что же «милый Джорджи»?
— Утром 6 апреля секретарь Георга Стеймформхэм ответил Бальфуру: «король пожелал, чтобы я спросил Вас, не следует ли после консультации с премьер-министром сэру Джорджу Бьюкенену предложить российскому правительству, чтобы оно приняло какой-либо другой план относительно будущего мecтa жительства их императорских величеств».
Вечером того же дня сам Георг V написал главе МИДа:
«Проинструктируйте посла Бьюкенена, чтобы он сказал Милюкову (Министр иностранных дел Временного правительства. – Ред.), что мы должны отказаться от своего согласия на предложение российского правительства».
В постскриптуме же к этому письму Георг особо подчеркнул, что не король, а правительство пригласило царскую семью.
Политическая интрига короля сработала.
В мае 1917 года МИД Великобритании через своего посла Бьюкенена передало новому российскому министру иностранных дел М. И. Терещенко, что «Британское правительство не может посоветовать Его Величеству оказать гостеприимство людям, чьи симпатии к Германии более чем хорошо известны».
Георг добился своего. Бросил двоюродного брата на произвол судьбы. Фактически под пули большевиков.
СПАСАЛ ВРАГОВ
— Чужими руками бросил. Дескать, правительство так решило. Может, английский король был настолько слаб, что действительно не мог помочь своему российскому родственнику, вот и выкручивался? У них же там конституционная монархия.
— Факты говорят обратное. Георг V несколько раз давал защиту правителям, гораздо более далеким от него, чем русский царь — кузен. Так, он согласился на секретный план союзников спасти румынскую королевскую семью, когда ей угрожало пленение в ходе наступления германских армий зимой 1917 года.
В 1922 году другому кузену Георга V, князю Андрею Греческому, сыну свергнутого короля Греции Константина, грозила смерть от рук революционеров. За ним спешно послали английский крейсер «Калипсо». Заодно спасли греческого принца Филиппа. Мужу правящей сегодня английской королевы герцогу Эдинбургскому шел тогда второй год…
В конце концов, отправил же в 1919 году Георг V линкор «Мальборо» в Черное море, чтобы вывезти из Крыма свою тетушку, вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну (мать Николая II). Ее вместе с великими князьями, их семьями доставили на английскую военно-морскую базу на Мальте. Затем она переехала в родную Данию, где умерла с миром в 1928 году. Личная защита Георга V простиралась даже на правителей, которые во время войны были его врагами. В 1919 году, после свержения монархии в Австро-Венгрии, император Карл с семьей могли погибнуть от рук дезертиров. По приказу Георга V к Карлу направили опытного британского разведчика –телохранителя. Он помог бывшим венценосным особам выехать из Австрии.
Так что «Джорджи» спокойно мог спасти и «дорогого Ники». Тем более, Николай II был союзником в Первой мировой, и даже фельдмаршалом королевской британской армии.
Жезл ему вручили в Ставке в феврале 1916 года генерал Пэджет и лорд Пэмброк. А раз так, то Георг V уж тем более должен был приложить все усилия, чтобы спасти не только своего августейшего родственника, но и человека, имевшего в английской армии наивысший воинский чин. Должен был, но не сделал. Хотя Временное правительство, напомню, не препятствовало отъезду царской семьи, наоборот, готово было довезти ее до Мурманска и посадить на английский корабль.
Однако «Навеки преданный друг Джорджи» предпочел предать своего русского двоюродного брата.
— Почему, Геннадий Евгеньевич?
— Историки утверждают, мол,«король много думал о предложении правительства пригласить императора Николая и его семью приехать в Англию.» После долгих колебаний все-таки не решился вывезти своего горячо любимого кузена и его семью из России. Боялся, дескать, общественного мнения, протестов со стороны рабочих и профсоюзов, которые тогда симпатизировали большевикам.Пребывание царя в Англии могло скомпрометировать положение короля и королевы.И ради сохранения короны он, скрепя сердцем, пожертвовал родственником.
Но, оказывается, Георг V с самого начала был против идеи предоставления убежища Николаю II. Об этом, в частности, его секретарь написал английскому послу в Париже лорду Бертье: «Это было твердое убеждение короля, который никогда этого не хотел».
Был еще вариант устроить Романовых во Франции. 22 апреля лорд Бертье, зная уже отношение короля к царской семье, так ответил на запрос замминистра иностранных дел Англии Чарльза Хардинга: «Мой дорогой Чарли, я не думаю, чтобы экс-императора во Франции встретили бы с радостью. Императрица — немка не только по рождению, но и по своему воспитанию. Она делала все, что могла, чтобы заключить мирный договор с Германией. Ее называют преступницей и сумасшедшей. А бывшего императора, поскольку он по своей слабости подчинялся ее указаниям, также считают преступником».
— Выходит, англичане закрыли тему об эмиграции Николая Второго во Францию, даже не обсудив ее с Парижем?
— Выходит, так. Хотя страшилку про императрицу — «немецкую шпионку» резидентура британской разведки распространяла в Петрограде еще в 1916 году. Готовя операцию «Темная сила» по ликвидации Григория Распутина, приближенного к самой императрице. Англичане боялись, что Распутин станет посредником сепаратного мира России с Германией. Без поддержки русских Великобритания явно проиграла бы войну.
Георг V действительно оказался тогда в непростой политической ситуации. Российский император был непопулярен в Британии, особенно в левых кругах. Пропаганда превратила его в «Николая Кровавого», деспота и тирана, репрессирующего политических оппонентов. Общественное мнение могло быть против его политического убежища на туманном Альбионе.
Но все же главная причина предательства «преданного Джорджи» была в другом.
Подсказку дает одна круглая дата. 17 июля 1917 года.
ДИНАСТИЯ МЕНЯЕТ ИМЯ
— Что же случилось в тот день?
— Ровно сто лет назад король Георг V официально изменил название правящей династии с германской Саксен-Кобург-Готской на Виндзорскую. По имени замка, резиденции британских монархов.
— Очень патриотический шаг! Но явно запоздалый. Отрываться от немецких монарших корней надо было еще в 1914 году, когда началась война с Германией.
— Видно, выжидал. Как и США. В апреле 17-го Америка вступила в Первую мировую на стороне Антанты (военный союз Англии, России, Франции). Исход войны становился ясен. Тут-то король и сменил название династии. Объявив членами Дома Виндзоров потомков королевы Виктории и принца Альберта по мужской линии.
Принцам и принцессам нового дома Виндзоров, которых раньше обязывали вступать в брак исключительно с отпрысками немецких династий, было рекомендовано обратить свое внимание на британских невест и женихов. День издания декрета, 17 июля, король назвал в своем дневнике «историческим». Немецкая монархическая династия превратилась в «британскую королевскую семью».
Сменив королевскую фамилию, Георг V дистанцировался от своих августейших родственников. В первую очередь – от Николая II. Потому и не пустил его в Англию.
А ровно через год, в первый день рождения Дома Виндзоров, в Екатеринбурге расстреляли царскую семью.
— Мистическое совпадение!
— Скажу больше! Замученный в подвале Ипатьевского дома наследник русского престола цесаревич Алексей приходился правнуком легендарной английской королевы Виктории. По ее линии мальчик и получил опасную болезнь гемофилию, ради лечения которой и был приближен ко двору Григорий Распутин.
— Даже правнуком основательницы династии пожертвовали Виндзоры! Я уж не говорю про его сестер.
— Цель оправдывает средства. Напомню, в 1914 году, в начале Первой мировой, между собой сцепились 5 мировых империй: Австро-Венгерская, Британская, Германская, Османская, Российская. А когда война закончилась, осталась лишь одна — Британская. С новой династией — Виндзоров. Основанной Георгом V. Ради такого триумфа можно пожертвовать родственниками. Впрочем, не будем все валить на короля. За династией Виндзоров стояли крупный финансовый капитал и спецслужбы. Их приоритетная задача как тогда, так и сейчас — ослабление России, с давних пор главного геополитического соперника и конкурента Великобритании в мире.
Для того и устроили ликвидацию российской монархии и империи. Даже если бы Георг V и захотел спасти русского кузена, ему не позволили бы это сделать.
В любом случае царская семья была обречена.
16.07.2017, 15:11