Интервью с легендами русского масонства: что такое Бог, правят ли масоны миром и другие темы

Краткая биография

Р.Г. — 33, 90, 95, представитель Национального Державного Святилища Франции Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима (ДИУММ) в России. Принял масонское посвящение в 1993 году в Великом Востоке Франции. После образования в 1995 году независимой Великой Ложи России (ВЛР), входящей в британскую масонскую цепь признаний, присоединился к её составу. Был соучредителем и досточтимым мастером ряда лож в составе ВЛР («Четверо коронованных», «А.С. Пушкин», «Феникс», ряд других лож). В 1998 – 2007 гг. последовательно занимал посты Великого Оратора, Второго Великого Стража, Заместителя Великого Мастера, Великого Мастера ВЛР. В 2007 г. выступил в качестве инициатора создания лож египетского послушания в России. С 2009 года – Досточтимый Мастер Достойной Ложи «Имхотеп», с 2010 года – глава Оперативного Верховного Совета, действующего под управлением Национального Державного Святилища Франции ДИУММ.

Евгений Щукин (Zealot) — один из основателей российского послушания Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима в России, кандидат исторических наук, автор 2 книг и ряда статей о масонстве и других эзотерических организациях, переводчик работ А. Пайка, А. Уэйта и других масонских авторов, переводчик или редактор большинства масонских и мартинистских ритуалов, используемых всеми послушаниями в современной России. Посвящен в братство Вольных каменщиков в январе 1993 г. в Висконсине, США. С 1994 г. работал в российских ложах, сначала под эгидой Великой национальной ложи Франции, затем — после ее основания в 1995 г. — Великой ложи России. Возглавлял символическую ложу «Феникс» и исследовательскую ложу «Четверо коронованных», занимал посты великого архивариуса и великого секретаря. Летом 2009 г. вместе с другими братьями основал ложу «Имхотеп» под эгидой Великой символической ложи Франции Устава Мемфиса-Мицраима, в 2010 г. возглавил коллегию высших степеней устава «Анубис». Носитель 32° Древнего и принятого Шотландского устава, 90° Устава Мемфиса-Мицраима, английской степени Царской Арки. С ноября 2006 г. — член Ордена мартинистов, с 2009 г. — носитель его третьей степени S.I. В июне 2012 г. вошел в число основателей мартинистской ложи «Небесный Иерусалим» под эгидой французского Инициатического реформированного Ордена мартинистов.

 Про масонов говорят, что масоны это повелители мира. Так ли это?

Р.Г.: Про масонов много чего говорят. Если в XVIII-XIX веках представители достаточно многочисленных масонских послушаний оказали существенное влияние на формирование идеологии ряда государств в Европе и Америке, а также входили в состав руководства этих стран, то со второй половины XX века политическое влияние масонства медленно и неуклонно падает. На сегодняшний день влияние масонов на формирование политической жизни в любом государстве близко к нулю, его попросту нет, как бы не пытались сами некоторые недальновидные и амбициозные масоны или их противники осветить этот вопрос по-иному.

Евгений Щукин: Самым простым доказательством того, что масоны не могут править миром, является то, что масоны никак не могут договориться между собой, и вследствие этого существует множество масонских организаций, которые зачастую враждуют между собой. Масонство не имеет единого центра, и в каждой стране управляется несколькими разными великими ложами, которые могут общаться между собой, а могут не общаться. Вряд ли миром вообще можно управлять из какого-то одного центра: слишком много различных групп влияния – экономического, политического, духовного, — действия которых постоянно вступают в противоречия между собой. Поэтому лично я считаю, что мир управляется по принципу бильярда: следующие с разных сторон толчки побуждают к действию шары, которые, сталкиваясь между собой, меняют траекторию своего и чужого движения, поэтому мироустройство напоминает хаос, — если не знать, что каждое попадание в лузу и каждый промах вызваны целым рядом ранее сделанных всеми игроками движений, хотя каждое из этих движений не обязательно было сделано для попадания или промаха того или иного шара.

Когда появились первые масоны? Когда появилось масонство?

Р.Г.: Масонство – это посвятительное сообщество и его истоки скрываются в глубине веков. Многие масонские ритуалы отражают опыт и традицию эзотерических посвящений древних сообществ, начиная со времён Древнего Египта. Масонство также вобрало в себя наследие античных мистерий, ритуалы доникейского христианства. Также колоссальное влияние на формирование масонских ритуалов оказали рыцарские средневековые ордена, посвятительные сообщества тамплиеров и розенкрейцеров. Я не говорю о прямых посвятительных цепочках преемственности, а в первую очередь об аккумуляции духовного наследия.

К XVIII веку произошёл переход от оперативной работы, которой занимались масонские сообщества (гильдии каменщиков и др.) к чисто умозрительной, философской, спекулятивной работе ряда масонских лож. И в первую очередь здесь стоит отметить ложи, расположенные на территориях Шотландии и Ирландии, в которых произошло возрождение средневековых посвятительных традиций. Постепенно, в первой половине XVIII века, вся Европа покрылась сетью масонских лож, в которых шла духовная работа. Британская ветвь масонства считает датой начала современного масонства дату основания Великой Ложи Англии в 1717 году, но лично мне представляется, что эта дата не более, чем малозначащий эпизод в истории всемирного Ордена вольных каменщиков, которому впоследствии было придано неоправданно громогласное звучание. Можно сказать, что путь познания тайн человеческого бытия всегда волновал людей, и всегда существовали более или менее закрытые сообщества, где пытливые взоры ищущих пытались проникнуть в метафизические дали. Масонство, в своих лучших проявлениях, унаследовало традиции этих духовно алчущих искателей, и в этом смысле оно является сообществом, возраст которого может быть соотнесён со временем появления Первочеловека.

Е.Щ.: Первые масоны появились тогда же, когда человечество начало строить дома из камня. Это были каменщики, строители, архитекторы. Их артели и гильдии встречаются в исторических документах древнейших царств мира. Современные масоны, как считается, ведут свое происхождение от римских коллегий строителей и средневековых гильдий, которые не были привязаны к тому или иному земельному наделу и имели право странствовать по миру свободно – отсюда и наименование «вольные каменщики». Масонство стало тем, чем мы его привыкли считать – эзотерическим обществом, — когда в гильдии каменщиков стали принимать дворян, торговцев, ремесленников других специальностей. По имеющимся документам можно судить, что первые приемы такого рода произошли в Англии в 30-е и 40-е годы XVII века. Вскоре появились и первые ложи «вольных и принятых каменщиков», которые не строили здания, а занимались духовным поиском. Но своим официальным днем рождения масонство считает 24 июня 1717 года, когда 4 лондонские ложи собрались в таверне «Гусь и противень» и решили учредить первую Великую Ложу, т.е. централизованную организацию для управления всем масонским братством.

Как распространено масонство в России и в Восточной Европе?

Р.Г.: В мире существует огромная масса масонских послушаний и объединений. Для примера, во Франции сейчас существует порядка сорока великих масонских лож различной численности и влияния. Существует и значительное количество масонских ритуалов, которые используются в работах этих лож. В силу широко известных исторических обстоятельств масонская работа в России и Восточной Европе в XX веке была прервана на долгие десятилетия и начала возрождаться примерно 25 лет тому назад. На настоящий момент в России фигурирует так называемая «регулярная» Великая Ложа России, во главе которой стоит один из лидеров одной карликовой политической партии и состоит эта ложа в основном из членов этой партии. Великая Ложа России относится к британской ветви масонского признания и полностью ныне политизирована, причём с очень сильным маргинальным душком. Существует ещё Объединённая Великая Ложа России, находящаяся в состоянии признания с Великой Ложей Франции. Будущее этой российской Великой Ложи зависит от будущего указанного французского послушания, которое переживает не совсем простые времена в смысле определения своей масонской идентификации. Так же в России существует послушание, находящееся в состоянии признания с Великим Востоком Франции – Великий Восток народов России. Это либеральное послушание, с которым мы состоим в братских отношениях.Есть ещё ряд исключительно женских лож, некоторые масонские послушания только начинают свою работу в России. Ну и наконец, существует наше египетское послушание, работающее по ДИУММ.

У нас есть одна символическая ложа, работающая в первых трёх градусах, и два масонских треугольника, которые в ближайшие годы трансформируются в Ложи. После этого будет учреждена Великая Символическая Ложа, как административная надстройка. Общая численность всех вольных каменщиков в современной России не превышает 1000 человек. В Восточной Европе масонство возникло или возродилось после падения коммунистической системы. Во многих странах этого региона ситуация, связанная со становлением масонства, очень похожа на российские реалии. Будем надеяться, что в скором будущем и в России, и в Восточной Европе, будет представлена вся палитра масонских объединений, что позволит посвящённым каменщикам приобщиться ко всему многообразию западной посвятительной традиции. Е.Щ.: Масонство начало распространяться в этих регионах после распада СССР и социалистического блока. Первые ложи (которые учреждали там Франция, Италия и Германия) появились в Польше, Румынии, странах Балтии и Украине. Затем настал черед России, Чехии, стран бывшей Югославии и т.д. Сейчас масонские организации (чаще всего по 1-2 на страну) существуют во всех бывших социалистических странах (за исключением Албании) и во многих бывших республиках СССР. Масонство там не очень многочисленно (за исключением Румынии), но довольно молодо (сравнительно с Европой и Северной Америкой) и деятельно.

Если масонство – это не религия, то что это такое? Что отличает масонство от религии?

Р.Г.: Масонство – это непрекращающийся путь духовного поиска и морального самоусовершенствования. В масонство может быть принят представитель любой конфессии. Масонство не догматично, оно не указывает людям, во что и как им верить. Оно только расширяет их интеллектуальный горизонт восприятия этого мира и указывает на пути приближения человека к своему Создателю. Масонство было и остаётся спекулятивным сообществом, которое не навязывает своим членам никаких оперативных ритуалов, имеющих религиозную окраску. В своей основе масонство необычайно толерантно и крайне деликатно относится к представителям любой религии. Но здесь необходимо отметить, что как только масонство отходит от своей основной задачи – от постановки и попытки ответить на вопрос: «что есть человек и куда он идёт?» — то оно неуклонно вырождается в малопродуктивные клубы по политическим или экономическим интересам. И здесь мне хотелось бы отметить, что именно египетское масонство сохранило за собой в неизменной чистоте самую суть посвятительной традиции. Мастерские египетских вольных каменщиков продолжают оставаться во всём мире подлинными лабораториями творческих устремлений тех представителей человечества, которые готовы осваивать всё богатство и глубину всякой религиозной и философской мысли. Двери египетских лож открыты как для мужчин, так и для женщин, вне зависимости от их расы, цвета кожи, нации или веры.

Е.Щ.: Никто из масонов не может ответить, что такое масонство, за всех. Для каждого масонство – это что-то свое. Безусловно, это объединение людей, стремящихся к духовному росту, братским отношениям с ближними, поискам философской и религиозной истины. Традиционно в ложи не принимают атеистов – но для них есть отдельные масонские послушания, где вопрос веры в Бога не считается главным. В масонстве фактически нет незыблемых правил и нерушимых границ: всё меняется со временем и в зависимости от страны. Например, в Египетское масонство принимают только верующих в Единого Бога и бессмертие души, но в то же время Египетские ложи открыты для женщин так же, как для мужчин, — а в большинстве масонских послушаний членство женщин запрещено. В сущности, масонство – это то, что из него делает каждая конкретная ложа. Если говорить простыми словами, есть ложи-клубы, ложи-секты, ложи-форумы, ложи-симпозиумы, ложи-пивные, ложи-ковены, ложи-плацпарады, ложи-президиумы, — ведь все зависит от того, кто в них ходит и как видит свою работу в них. И каждый из их членов – не забываем – это вольный каменщик, который свободен в своем выборе.

Что Вас побудило стать масоном?

Р.Г.: Это было около 20 лет назад, но за этот период мои основные духовные порывы остались неизменными. Масонство представлялось и представляется мне идеальным образцом для построения дома, где люди смогли бы обрести насыщенное бытие и вернуться к своим истокам – к райскому блаженству, которое было впоследствии утеряно. Конечно же, эта сформулированная цель недостижима в рамках нашего земного бытия, но настоящее масонство совершенно чётко рисует дорогу к обретению вышеобозначенных идеальных форм существования. Е.Щ.:Поиски выверенного временем пути духовного развития и, соответственно, социальной группы, разделяющей мои взгляды и отношение к жизни. Плюс, конечно, опять же освященные временем старинные обряды, которые невероятно красивы и поучительны.

Что для Вас значит быть масоном?

Р.Г.: Как писал Г.Ибсен: «жить – это значит всё снова – с троллями в сердце бой». Быть масоном для меня – это ежедневная победа над самим собой, над тем, что нужно вычистить из своей души. Е.Щ.: То же, что и «быть человеком» — то есть определять свое место в мире по признаку принадлежности к этой группе существ, разделять их главные принципы – свободы слова и совести, равенство людей пред Богом, братство людей между собой, возможность развития в себе приближенных к идеалу нравственных и интеллектуальных свойств.

Состоите ли Вы в других тайных братствах?

Р.Г.: Да, состою. Е.Щ.: Понятие «тайное братство» утратило свой смысл в наше время перенасыщения информацией, когда тайн фактически не осталось: любая информация переносится из конца в конец мира со скоростью мысли, и все некогда тайные тексты давно открыты для всех.

Эзотерические общества отличаются от всех остальных не тайной своей работы, а закрытостью от профанов – туда просто не пускают всякого встречного, но только тех, кого члены братства сочтут достойным разделить их работы. Исторически так сложилось, что контингент эзотерических обществ довольно ограничен, и масоны часто параллельно состоят в других орденах и обществах, которые часто вырастали из масонства и отделялись от него в прошлые века, или же создавались сразу автономно. Кроме масонства нескольких уставов, я состою в Ордене мартинистов, а ранее состоял в Ордене розенкрейцеров.

Если да, то чем отличаются эти тайные братства от масонства?

Р.Г.: Цели и задачи этих тайных обществ нисколько не противоречат идеалам египетского масонства, может быть, только предполагают немного другие пути для достижения реинтеграции человека и установления его связи с Божеством. Е.Щ.: Различия между эзотерическими организациями, в принципе, невелики. Моделью для ритуалов фактически любых тайных обществ служат масонские ритуалы разных веков или церковная литургия. Просто за время их существования не выработано других церемониальных моделей. А идеологически – всякое тайное общество подобно факультету университета. Все они создавались для объединения людей, интересующихся той или иной эзотерической духовной традицией. Таким образом, можно состоять в нескольких организациях, а можно только в одной. В первом случае, уподобляешься американскому студенту, набирающему предметы с разных факультетов понемногу для получения общего образования, а во втором случае – студенту российскому, учащемуся весь срок по одной специальности. Свои плюсы и минусы есть в обоих случаях.

Как можно стать масоном? Принимаете ли вы всех, кто заинтересовался масонством? Можно ли уйти из масонства?

Р.Г.: На нашем сайте (www.memphis-misraim.ru) очень чётко расписаны требования, предъявляемые к кандидатам. Процедура приёма достаточно длительна – нужно подать прошение о приёме, пройти собеседование с тремя членами ложи, и если будут положительные рекомендации, ложа проведёт с кандидатом церемонию «опроса под повязкой», когда каждый член египетской мастерской может задавать кандидату, у которого завязаны глаза, любые интересующие их вопросы. Только после этого происходит голосование, в ходе которого и принимается решение о приёме кандидата в братство. Мы стараемся дать свет всем, кто нелицемерно и бескорыстно заинтересовался нашими идеалами. Экстремистам любых мастей – не место на наших работах. Всякому, ищущему материальных или карьерных выгод, так же будет отказано в приёме. Особый запрет существует для лиц, совершивших уголовные преступления или признанных по закону психически неадекватными людьми. Это должно освободить братство от недостойных элементов. Если человек, подавший прошение в Орден, утаил что-либо о себе или солгал во время собеседований или опроса, то в дальнейшем это послужит основанием для его автоматического исключения из Ордена.

Существует и возрастное ограничение – в ложи египетского послушания может быть принят человек, только если он достиг 21 года от роду. Из масонства уйти намного легче, чем вступить. Достаточно подать заявление о выходе, которое будет удовлетворено. Другое дело, если член ложи совершил то или иное масонское правонарушение или был осуждён по суду за преступление, порочащее его человеческое достоинство. В таком случае происходит исключение данного индивида из рядов масонства. Е.Щ.: В наше время вступить в братство довольно просто. Достаточно написать на официальный адрес сайта ложи. Будут назначены 3 собеседования с братьями или сестрами ложи, потом их отчеты заслушает ложа на своем собрании, потом кандидат будет приглашен на собрание ложи для собеседования со всеми ее членами сразу, а потом мастера ложи проголосуют за или против кандидата. Ложа – это тесный дружеский коллектив, который должен решить, готов ли он принять нового человека и сделать его своим братом (или сестрой), за которого каждый будет нести ответственность. Уйти из масонства тоже просто. Достаточно написать заявление на имя руководителя ложи и оплатить задолженности по взносам.

Что представляет собой современный человек? Каково его предназначение в этом мире?

Р.Г.: Современный человек не слишком сильно отличается от человека прошедших эпох. И его предназначение – понять Божий замысел о мире и о всех существах, этот мир населяющих. И после этого – посильно способствовать реализации этих Божественных промыслов и установлений. Е.Щ.: Человек – не имеет значения, современный или древний, — дитя Божье, которое должно жить в мире со своими ближними и стремиться делать им благо и знать и помнить о своем Творце. Предназначение его в том, чтобы населять Землю. Любые другие мысли о смысле нашей жизни – это только наши мысли. Мы не способны познать, зачем нас сотворили, зачем поместили сюда и что будет потом. Можно надеяться, что нам это откроется когда-то, но уж точно не сейчас.

Что такое Бог?

Р.Г.: Масонство обозначает Бога как Великого Архитектора Вселенной. Для каждого верующего человека, как и для всякого египетского вольного каменщика, Бог обладает теми атрибутами, которыми наделяет его конфессия конкретного индивидуума. Поэтому масонство не призвано отвечать на этот вопрос догматично. В противном случае оно может вторгнуться в религиозную сферу и затронуть те вопросы, решать которые оно не уполномочено. Е.Щ.: Это высшее запредельное надмирное Существо, сотворившее миры и нас, Которого мы не способны познать и ничего про Него не способны знать, просто потому что у нас для этого нет возможностей. Мы можем только фантазировать про Него, но нет гарантии, что эти фантазии не оскорбительны для Него или Ему не смешны.

Как Вы думаете, может ли человечество обойтись без войны?

Р.Г.: В его падшем, нынешнем состоянии, человечество не в состоянии обойтись без войн. Это азбучная истина. Война поистине является «отцом всего» в этом мире. Заповедь «не убий» цинично попирается на протяжении всей истории. Когда человечество сможет обойтись без войн, когда настанет время, предсказанное библейскими пророками, тогда, наверно, настанет другой эон и утвердится царство Божье внутри нас. Если мир сможет обойтись без войн, то это будет отвечать основным духовным чаяниям подлинного масонства. Е.Щ.: Теоретически – да, конечно. Ко всеобщему благу и процветанию. Практически – нет, конечно. Потому что в человечестве самые сильные инстинкты – животные, и бороться с ними в масштабе мира невозможно. Это тяжкий труд для каждого отдельного человека. Но подавляющее большинство людей управляемы инстинктами голода, страха и размножения, а больше ничем, — а все эти инстинкты побуждают к направленной вовне (а иногда и внутрь) агрессии. Перевоспитать весь мир – утопия, поэтому войны (а они ничем не отличаются от обычной драки – только на уровне групп людей) будут всегда.

Может ли быть одна религия для всех людей?

Р.Г.: Масонство не стремится к созданию какой-либо единой конфессии для всего человечества. Духовный путь каждого человека индивидуален. Человек может выполнить предначертанную ему свыше миссию в рамках выбранного им вероисповедания. Создание единой для всех людей религии может обернуться насилием, причём это насилие может стать самым страшным за всю историю человечества, если оно будет навязывать людям некую аксиоматику, лежащую в духовной плоскости. Разнообразие религиозного опыта, основанного на взаимоуважении к представителям любых конфессий, представляется более продуктивным путём движения к решению метафизических запросов. Но если пофантазировать (не впадая в опасные утопии) и представить, что когда-нибудь человечество в едином духовном порыве примет объединяющую всех конфессию для исповедания и поклонения Всемогущему Творцу, то возникшая картина мира так же вполне уложится в рамки масонских идеалов и будет пропитана духом истинного посвятительного эзотеризма. Е.Щ.: Нет, если под словом «религия» понимать комплекс представлений о Боге и месте человека на Земле, а также совокупность философских, нравственных и административных правил (включая обряды и организацию управления общиной). Достаточно чуть подробнее обычного изучить историю становления христианства, первых 5 или 7 соборов, чтобы понять, что это невозможно в принципе. Люди с завидной энергией стремятся убить как можно больше своих ближних за запятую или за одну букву в их (или своих собственных) фантазиях о Боге. Согласие между людьми достижимо лишь на уровне нравственных законов, например, Заповедей Сынов Ноя.

Всем ведь понятно, что общим базисом для всего человечества могут стать принципы не убивать своего ближнего, не врать своему ближнему и так далее. Но любая религия делает нравственность служанкой своей теологии, которая – не забываем – не основана ни на чем, кроме фантазий тех или иных людей – основателей этой религии. А методология – тоже помним – чаще всего основана на примитивных инстинктах. Поэтому мой взгляд на единение людей когда-либо во времени – довольно пессимистический.

Мы рекомендуем. Лучший брокер в СНГ для торговли на рынке Форекс

По материалам

25.02.2018, 13:40