Советские ученые пытались заставить обезьян рожать людей
Уже не вызывает сомнения реальное существование человекозверей. Есть мнение, что это древнейшие человекообразные существа. Но есть и другая версия: снежный человек — продукт скрещивания обезьян и людей… А приложились к этому советские учёные.
Недавно охотник из Кемеровской области Афанасий Кискоров спас снежного человека, тонувшего в реке во время паводка. Подобные сообщения приходят так часто, что уже не вызывает сомнения реальное существование человекозверей. Есть мнение, что это древнейшие человекообразные существа. Но есть и другая версия: снежный человек — продукт скрещивания обезьян и людей. Её истоки — в Абхазии, в некогда знаменитом Сухумском обезьяньем питомнике.
В популярном прежде месте досуга ныне унылая пустота. Если в лучшие годы в вольерах резвилось больше 70 тыс. обезьян, сегодня поголовье насчитывает несколько сотен — грузино-абхазская война кровавым молохом прошлась не только по людям, но и по обезьянам.
Однако Зураб Миквабия, директор Института экспериментальной патологии и терапии Академии наук Абхазии (таково официальное название обезьяньего питомника), пытается быть оптимистом:
— Мы снова становимся интересны для российской науки. Ведутся переговоры об отработке на базе нашего института технологии взаимодействия обезьян и роботов, именно такую компанию Роскосмос собирается отправить на Марс.
Моё предположение о том, что сухумский питомник был создан специально для опытов по скрещиванию обезьян с людьми, Зураб Ясонович подвергает сомнению:
— Не совсем так. Об этих опытах больше слухов, чем фактов.
Но, откликнувшись на мою просьбу показать имеющиеся в институтском архиве документы 20-х годов, директор пригласил своего заместителя по науке Владимира Баркая, который и поведал мне историю утопического эксперимента.
Замок обезьян
— С первых шагов научной деятельности я пытался осуществить постановку опытов скрещивания человека и антропоидных обезьян… Предполагаю, что советское правительство могло бы в интересах науки и пропаганды естественно-исторического мировоззрения пойти навстречу в этом деле.
Так писал наркому просвещения Анатолию Луначарскому профессор Илья Иванов, прося 15 тыс. долл. на экспедицию в Африку — баснословную по тем временам сумму.
Илья Иванович Иванов не зря ссылался на свой дореволюционный опыт. Выдающийся зоолог, ученик Ивана Павлова, он работал в заповеднике Аскания-Нова, где, искусственно осеменяя самок, успешно скрещивал быков с оленями, быков — с сернами. Но это были черновые эксперименты, готовившие главный и важнейший — обезьяночеловека.
Владимир Розанов, знаменитый хирург, извлекший из тела Ленина эсеровские пули, требовал у начальства 50 обезьян для опытов по трансплантации желёз внутренней секреции стареющим вождям революции (прежде всего Сталину). Розанов надеялся повторить успех коллеги Сергея Воронова. Тот ещ ё в XIX в. уехал во Францию, где в богатейшем дворце на Лазурном берегу, прозванном «замком обезьян», пересаживал богатым пациентам половые железы обезьян, добиваясь 90%-ного успеха в омоложении организма. Розанову требовались гориллы, павианы и шимпанзе, которых можно было достать только в Африке. Добыть их поручалось Илье Иванову.
В архиве Сухумского института хранится протокол заседания президиума Академии наук, посвящённого предстоящей африканской экспедиции Ильи Иванова. Коллеги предостерегают учёного: нельзя использовать гвинейских женщин для осеменения их спермой горилл. То, что сегодня кажется очевидным, девяносто лет назад вызывало острые дискуссии.
Двуногие звери
Как бы то ни было, 15 тыс. долл. (по другим источникам, 290 тыс.) были получены, и в феврале 1926 г. профессор Илья Иванов вместе с сыном Ильёй, четверокурсником физмата МГУ, отправился в Париж.
Приплыв во Французскую Гвинею, Иванов обосновался на Пастеровской станции. Однако умные, сильные и агрессивные шимпанзе в руки не давались. Пуль со снотворным ещё не было, а в единоборствах с охотниками обезьяны чаще выходили победителями. Гвинейцы прибегали к варварским методам ловли: травя «младших братьев» собаками, загоняли их на деревья, вокруг которых разводили костры. «Выкуренные» едким дымом обезьяны вынуждены были прыгать на землю. В наземных схватках охотники нередко оказывались искусанными и изувеченными.
Такая участь не миновала и младшего Иванова, которому разъярённый шимпанзе разорвал грудь. Юношу госпитализировали.
Не легче дело обстояло и с другой серией опытов — осеменением женщин обезьяньей спермой. Туземки категорически отказывались участвовать в опытах. Илья Иванович услышал немало историй о похищении местных женщин самцами-гориллами. Будто бы они даже рожали детей. Освобождённых из обезьяньего плена изнасилованных женщин гвинейцы считали осквернёнными и с молчаливого согласия старейшин втихаря убивали.
Гиббоны и пигмеи
Советский профессор Илья Иванов отправился в середине 1920-х годов во Французскую Гвинею, рассчитывая осеменить туземок спермой обезьян. Он надеялся получить несколько женщин-пигмеек из Габона, но это не было выполнено… Вот как писал Илья Иванович о своей неудаче: «Гиббоны, шимпанзе и пигмеи доставлены не были». Как видно, дарвинист не видел разницы между обезьянами и чернокожими людьми. Такая этическая позиция многое объясняет.
Советский профессор подкупил врача-француза, который под видом медосмотра искусственно осеменял туземок обезьяньей спермой. Но зачатия не происходило.
Однако упорство Ильи Ивановича изумляет. Он отыскал охотника, который продал учёному двух взрослых самок шимпанзе. Вместе с десятком других особей эти обезьяны отправились в морское путешествие: сначала в Марсель, затем в Сухуми, в специально созданный обезьяний питомник.
Перед этим путешествием Илья Иванович осеменил Бабетт и Серветт (такие имена дали двум самкам-шимпанзе) человеческой спермой. Где именно он е ё взял, неизвестно. Есть предположение, что донором был его сын. «Девушек» пришлось сначала усыплять хлорэтилом и лишь затем вводить сперму через катетер.
«Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения шимпанзе и горилл спермой человека, — сообщал профессор Иванов, — но и поставить опыты обратного скрещивания. Гибридный человек, который соответствует антропоидам, с рождения растёт быстрее, нежели обычный, к трём-четырём годам набирает невероятную силу, гораздо менее чувствителен к боли, неразборчив в пище. Возможности использования безграничны — от работы в сырых забоях до солдатской службы».
Обезьяны хуже людей переносят морскую качку. Вызванный ею стресс ускорил развитие инфекционных болезней — как видно, обезьяны заразились ими ещё в Африке. В пути большинство из них скончалось. Вскрытие умерших самок разочаровало: зачатия изначально не было.
Его и не могло быть, считает большинство биологов. Хотя геномы человека и обезьяны более чем на 90% идентичны, даже малого различия в количестве и структуре хромосом достаточно, чтобы оплодотворения не произошло.
Впрочем, директор сухумского института Зураб МИКВАБИЯ не столь категоричен:
— Проблема иммунологического отторжения тканей может быть при определённых условиях решена. Полагаю, в нашем архиве сохранились не все документы. Промежутки на срезе переплёта указывают на то, что особо секретные материалы могли быть извлечены органами НКВД. Нельзя исключать, что использование некоторых медикаментозных средств позволило учёному добиться совместимости тканей. Поэтому, на мой взгляд, теоретически такое скрещивание возможно.
Похоже, сугубо частное мнение Зураба Миквабия совпадает с мыслями Ильи Иванова: вернувшись из африканской экспедиции, профессор старался продолжить начатое.
Вот объявление из газеты «Советская Абхазия» от 18 мая 1930 г.: «Приглашаются женщины-добровольцы, готовые участвовать в опытах по скрещиванию с обезьяной». При этом оговаривается: «… заинтересованные идейно, а не материально».
А умер ли?
И призыв был услышан. Вот что писал один из сотрудников сухумского питомника профессору Иванову: «В ответ на публикации в газетах в гособезьянник обратились некоторые товарищи (мужчины и женщины) с просьбой использовать их в опытах, свидетельствующих об эволюционном происхождении человека. Они предлагали себя для экспериментов с обезьянами, не требуя платы, а исключительно ради науки и просвещения подверженных религиозному невежеству сограждан … »
После фельетонов, появившихся во французской прессе, высмеивающих советскую науку, занятую утопическим проектом создания рабов, работы профессора Иванова приостановили… или засекретили.
В 1930 г. обвинённый в шпионаже Илья Иванович был арестован и выслан в Алма-Ату. Правда, здесь в 1931 г. он занял должность профессора кафедры физиологии животных в Казахском ветеринарно-зоотехническом институте и, возможно, продолжил опыты. Ещё год спустя он внезапно скончался от кровоизлияния в мозг. Такова официальная версия.
А неофициальная изложена в книге бельгийского криптозоолога Бернара Эйвельманса «Замороженный, или Неандерталец ещё жив». Автор ссылается на разговор в начале 50-х с беженцем из советского гулага, врачом по профессии, который был арестован за отказ осеменить женщину спермой гориллы. Однако что не сделал он, делали другие. По словам врача, Илья Иванов не умер, а продолжал успешно работать в одной из гулаговских шарашек, где получил гибрид обезьяны и человека. Этих рослых волосатых существ будто бы вовсю использовали на работах в шахтах.
Однако наука описывает не все факты, а лишь те, что поддаются опытному повторению и теоретическому объяснению. За пределами науки порой остаются интереснейшие явления. К примеру, базлы — гибриды козла и овец, во множестве получаемые жительницей Городца Ириной Немеш (см. «невероятную историю» «От козла — молока!», «АиФ» № 13, 2009 г.). Е ё гибриды живут, блеют и успешно продаются соседям, но почти никто из учёных о них не знает.
Может, и обезьянолюди — из этих, не учтённых наукой достижений. А выпущенные из ГУЛага или сбежавшие гибриды разве не могли приспособиться к жизни в сибирской тайге или казахстанских степях — там, где чаще всего встречают снежного человека?
19.11.2020, 21:36