США докатились до запугивания бизнеса, желающего сотрудничать с РФ
Попытка Вашингтона припугнуть банки, желающие разместить у себя долговые обязательства России, идет вразрез с доктриной либералов, насаждаемой с оглядкой как раз на США – бизнес вне политики. Впрочем, российские чиновники уверены, что американский шантаж российским планам не угрожает. Прокомментировали ситуацию и в МИД РФ.
Уже шестнадцатый год подряд, то есть с начала построения капитализма в России, либералы учат нас, что политика ни в коем случае не должна быть связана с экономикой. И самое лучшее, что может сделать власть – это приватизировать всё, что есть в стране, ибо нет более неэффективного собственника, чем государство.
Они учат нас, что бизнесу, начиная с самого малого и заканчивая транснациональными корпорациями, должна быть предоставлена максимальная свобода действий. Что налоги должны быть низкими, потому что высокие тормозят экономическое развитие. Что чиновников, которые пытаются как-то влиять на бизнес, надо немедленно выгонять с работы с волчьим билетом. Что Центробанк должен быть независимым, а Сбербанк – обыкновенным коммерческим банком. И если мы будем жить, исходя из этих установок, нас ждет и успех невообразимый, и уровень жизни запредельный. Если не сразу, то очень скоро.
Крупнейшими в мире экономиками, как известно, являются США и Китай, а самый высокий уровень жизни – в скандинавских странах. В случае с Китаем говорить об уходе государства из экономики просто смешно. Про «шведский социализм», подразумевающий строгий контроль государства за экономикой и высокие налоги, тоже все слышали. Так что концепция «свободного рынка» как панацеи с ходу вызывает обоснованные сомнения.
Применительно к США говорить о самоустранении государства из экономической жизни страны тоже нельзя. Четверть земель находятся в федеральной собственности (не считая земли, принадлежащей штатам). В органах государственного и местного самоуправления работает более 15% трудоспособного населения – это больше, чем в промышленности и строительстве вместе взятых. Наконец, американское государство считает вполне нормальным политическое влияние на бизнес, причем не только на американский.
Как пишет The Wall Street Journal, власти США предостерегли коммерческие банки страны от участия в размещении российских суверенных облигаций. «По всей видимости, речь идет о первом шаге такого рода (со стороны властей США) с тех пор, как ограничительные меры (против России) вступили в силу», и теперь «банкиры с Уолл-Стрит пытаются определить, стоит ли возможность для новых сделок тех политических трудностей, которые связаны с игнорированием предупреждения администрации», отмечает издание.
То есть речь не идет о прямом запрете – такого права у Госдепартамента нет. Но дать понять, что приобретение российских облигаций «будет идти вразрез с курсом американской внешней политики» – это нормально. Это рыночная экономика и свобода бизнеса.
«Важно, чтобы частные компании – в США, Евросоюзе и во всем мире – понимали, что Россия остается высокорисковым рынком, а ее попытки дестабилизировать Украину продолжаются», – говорится в официальном комментарии Госдепа для The Wall Street Journal. Также внешнеполитическое ведомство США предупреждает о «репутационных» рисках для тех, кто будет вести бизнес в России «как обычно».
Словосочетание «двойные стандарты» по отношению к ведомству Джона Керри употреблялось уже столько раз, что сильно затерлось и даже потеряло свой изначально негативный смысл. Для Госдепа это норма. С одной стороны, постоянно вести прямые переговоры с российскими коллегами. С другой – говорить об «изоляции России». С одной стороны – пропагандировать тезис, что бизнес вне политики. С другой – шантажировать собственных предпринимателей и давать непрошенные рекомендации бизнесу по всему миру.
Показательно, что если в Европе о необходимости скорейшего снятия санкций с России говорят все чаще и на уровне лидеров стран, то в США и демократы, и республиканцы сохраняют полное единодушие – никаких послаблений. Впрочем, учитывая, что дискриминационная поправка Джексона–Вэника, введенная против СССР из-за ограничений на эмиграцию, просуществовала еще 21 год после его распада, нынешние санкции США тоже могут отменить через пару десятилетий после того, как тем или иным путем будет решена проблема Донбасса.
Российские монетарные власти уже отреагировали на заявление Госдепа. Так, заместитель главы Минфина Сергей Сторчак заявил, что Москве есть из кого выбирать. «Многие банки не ответили (на запрос РФ), я точное количество сказать не могу, но многие просто назад не вернулись с нашим предложением. Это означает, что они не участвуют. Все не отказались, у нас есть из кого выбирать в любом случае», – отметил он.
Помощник президента России Андрей Белоусов также считает, что предостережения американских властей в адрес инвестбанков не сильно повлияют на возможности и стоимость размещения евробондов. «Читал, слышал, остается только сожалеть», – прокомментировал он инициативу Госдепа, отметив, что Россия «абсолютно точно» найдет возможность для размещения заимствований.
В свою очередь в МИД РФ высказались предельно жестко. «Это не давление. Это уже запугивание, это разные вещи», – подчеркнула официальный представитель Смоленской площади Мария Захарова.
Напомним, как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, в бюджете России на 2016 год предусмотрена возможность внешних заимствований в пределах 3 миллиардов долларов. Минфин направил 25 иностранным и трем российским банкам запрос предложений на оказание услуг по размещению евробондов России в 2016 году. К участию в сделке приглашены европейские и китайские банки, а также ряд американских финансовых организаций, включая Bank of America, Citigroup, Goldman, JPMorgan и Morgan Stanley.
The Wall Street Journal напоминает, что в прошлом десятилетии американские банки нередко выступали в качестве организаторов размещения российских долговых бумаг – их доля на этом рынке составляла около четверти. В 2007 году из 2 миллиардов долларов инвестиций в Россию 630 миллионов приходилось на американские банки. В прошлом году – лишь 26 миллионов (из-за санкций). При этом российские облигации являются одними из самых выгодных на рынке ценных бумаг развивающихся стран, отмечает издание.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков полагает, что, поскольку просьба Госдепа к банкам не является официальной, то и реагировать на нее официально не надо.
«Вы знаете, какой-либо информации мы не видели на этот счет. Это сообщения СМИ, которые не базируются на каких-то официальных заявлениях или решениях, поэтому мы не можем ничего конкретно говорить просто на основе подобных сообщений. Мы просто не располагаем такой информацией», – заявил он.
Действительно, распоряжения на гербовой бумаге с исходящим номером Госдеп не выпускал. Но можно представить, какая нервная реакция была бы в Вашингтоне и истеричная в Киеве, если бы российские власти, например, обратились через СМИ к работающим в нашей стране банкам с просьбой прекратить кредитовать Украину.
И, кстати, об Украине. Как известно, в рамках сделок с евробондами Киев должен Москве как раз три миллиарда долларов. И если Госдеп столь резко возражает против внешних заимствований в случае с Россией, то пусть тогда поспособствует тому, чтобы по своим долгам расплатилась Украина. Ибо, как писал классик, мы в ответе за тех, кого приручили.
Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках Google+, Фейсбуке, Twitter,Вконтакте
26.02.2016, 18:25