НЕТ ЦЕНЗУРЕ

Обзор журналистики и блогосферы

Интервью

Как убивали ГДР или Контрреволюция, о которой вам не расскажет телевизор

 Интервью Марго Хонеккер для газеты «Юнге Вельт. Речь пойдет Оо контрреволюции в 1989 году в ГДР, возвращении капиталистических порядков, научном мировоззрении и борьбе греческого народа против финансовой диктатуры

Марго Хонеккер родилась 17 апреля 1927 года в городе Галле в семье сапожника. После окончания школы, в 1938—1945 годах, была членом «Союза немецких девушек». Мать Марго умерла в 1940 году. В 1945 году она вступила в Коммунистическую партию Германии. С 1946 года входила в секретариат Союза свободной немецкой молодёжи, с 1948 года руководила Пионерской организацией имени Эрнста Тельмана. В начале 1950-х годов познакомилась со своим будущим мужем Эрихом Хонеккером. В 1963 году Марго Хонеккер заняла пост министра образования ГДР. 25 февраля 1965 года с её подачи был принят закон об унификации системы образования в ГДР. Также Марго Хонеккер ввела в школах начальную военную подготовку. В 1989 году она ушла в отставку со своего поста. В 1990 году ей были предъявлены обвинения в том, что она была причастна к арестам диссидентов. Марго хорошо владела русским языком.

В 1991 году Марго и Эрих Хонеккеры бежали в СССР с целью избежать уголовного преследования в ФРГ, но после распада СССР правительство Бориса Ельцина выслало их обратно. Они вынуждены были просить политического убежища в Чили. С 1992 года постоянно проживает в столице Чили Сантьяго. В 1994 году умер её муж, Эрих Хонеккер. 19 июля 2008 года, на праздновании 29-й годовщины Сандинистской революции в Никарагуа президент Даниэль Ортега позволил ей выступить с торжественной речью в знак памяти о помощи ГДР в ликвидации неграмотности в этой стране, что стало первым её публичным выступлением со времён падения Берлинской стены. В октябре 2009 года она принимала участие в праздновании 60-й годовщины основания ГДР с чилийскими эмигрантами, получившими в своё время политическое убежище в Германии после переворота Пиночета. Марго Хонеккер пела патриотические песни и произнесла короткую речь, заявив, что у восточных немцев «была хорошая жизнь в ГДР» и что «капитализм сделал их жизни хуже». 

 «Люди хотели обьединить огонь и воду»

Какими вы видите события 1989 года? Как лично вы, как человек, пережили это?

— Если речь идет о событиях осени 1989 года, и, в особенности, о событиях в ГДР, то лично я называю это контрреволюцией и об этом следует писать книги. Многое уже действительно написано. Поэтому я не могу дать краткого ответа. Если же постараться сказать коротко, то могу только констатировать, что причиной всего была связь внешних факторов и внутренней политики.

Соединенные Штаты под руководством Рейгана достигли своей цели, которая заключалась в истощении СССР в ходе гонки вооружений. Советский Союз не справился с растущим бременем расходов на «оборонку», в результате чего социальные сдвиги произошедшие в этой стране не способствовали социальной справедливости.

Советский Союз пытался провести ряд реформ и поначалу они имели успех, но к власти там пришли аппаратчики, завладевшие экономикой и политикой и которые привели страну к дестабилизации и катастрофе. В итоге, они «сдали» все советские достижения. Кроме того, в некоторых странах соседствующих с ГДР, к власти пришли «реформаторы», которых активно поддерживал Запад.

В этот глобальный конфликт была вовлечена и ГДР, как неотъемлемая часть социалистического содружества. ГДР, как и другие соцстраны в 80-е годы столкнулась с необходимостью развивать и совершенствовать свою экономическую политику, устранять недостатки. У нас были проблемы в снабжении, был дефицит, это приводило к неудовлетворенности в обществе. Со многим мы не справились, частично из-за собственных ошибок, частично из-за того что нам противодействовали.

На не удалось убедить общество в необходимости созидательного социалистического развития, в противовес капиталистическому обществу, основанному на эксплуатации, угнетению, войне. Многие захотели войти в сверкающий мир, которые даст им одновременно и блеск капиталистических товаров и социальную защиту социализма. Эрих Хонеккер тогда сказал, что люди хотят объединить огонь и воду.

Как мы это переживали лично? С надеждами на лучшее будущее для людей, которые построили своим трудом мирную демократическую республику, вытянув страну из руин войны и нацизма. Мой муж готов был уйти отказаться от всех постов, и он это сделал и ушел в отставку в октябре. Я подала в отставку с поста министра народного образования еще до того, как ушел в отставку весь состав Совета министров в начале ноября.

Каковы были причины «восстания», как его назвали на Западе,  в Восточной Германии?

— Это не было «восстание». Были демонстрации, но  крестьяне работал на своих фермах, дети пошли в школу, социальная сфера продолжала функционировать.

Большинство людей, которые осенью 1989 года вышли на улицы, сделали это под лозунгами усовершенствования ГДР, устранения недостатков, но не уничтожения ГДР. Даже оппозиция не выступала за уничтожение ГДР. Враждебные нам силы оппозиции собирались под «крышей» церкви, где мы не могли им противодействовать. Понятно, что ФРГ постаралась направить протест в нужное русло и направить энергию людей на свержение ГДР. С криками «Мы есть народ», ФРГ заявило о своем решении «освободить» людей в ГДР.

Тогда уже мало, кто помнил, что именно западные страны разделили Германию на две части, это они провозгласили ФРГ, опираясь на капиталистов и сговорчивых политиков. А ведь это противоречило международному праву и  решениям Потсдамской конференции держав-победительниц в 1945 году. Потсдамская конференция провозглашала единую демократическую Германию.

Мы, то есть все прогрессивные силы страны, выступали за единое демократическое антифашистское государство. От этой цели мы никогда не отказывались, но не смогли ее достичь. Основание ГДР — это был ответ.

Возродившийся немецкий империализм боролся против нас всеми средствами и в 1989 году, он увидел, что его час пришел. Они сделали то, что им не удалось за 40 лет непрекращающихся попыток. Наше падение произошло только тогда, когда пал Советский Союз.

ФРГ разными способами провоцировала переход наших граждан на Запад и показывала, что люди «голосуют ногами» против социализма. Людям обещали потребительский рай. Но сейчас на Западе и на Востоке одинаковая политическая система, однако многие переезжают сейчас на запад страны, потому что на востоке были уничтожены предприятия и экономика.

Западные СМИ назвали это все «мирной революцией», но разве мирная революция может быть в социалистической стране? Революция, по моему мнению, предполагает радикальное преобразование общества, ведет к освобождению масс от эксплуатации и угнетения. В этом отношении, свержение реакционных империалистических отношений  в России в 1917 году или создание антифашистского демократического строя в 1945 году в советской зоне в Германии, были революциями.

Если же речь идет о возвращении старых порядков, прежних производственных отношений, то нужно говорить о контрреволюции.

Позвольте мне напомнить, что ГДР была гарантией мира в Европе. Мы искоренили экономические корни войн и фашизма в ГДР. В 1990 году в ГДР насильственно ввели тот строй, который принес столько бед в истории. Поэтому, вряд-ли уместно говорить о «революции».

12231515_1028326683854156_1631669214_n

Эрик Хонеккер в момент встречи в аэропорту в Чили со своей женой Марго Хонеккер, куда он прибыл после освобождения германским судом по причине тяжелой болезни. Сантьяго, 14 января 1993 года.

Мир не изменился в лучшую сторону после падения СССР

Какую роль, на ваш взгляд, сыграл Михаил Горбачев в тех событиях?

— Горбачев несколько лет назад в ходе лекции в Анкаре заявил, что уже в 1985 году было понятно, что нужно отказаться от коммунизма. Хотите верьте, хотите — нет. Понятно, что он своей безрассудной политикой и поступками вверг народы Советского Союза и других стран в полосу великих жертв.

Мир не изменился в лучшую сторону после падения СССР. Кровавые войны, насилие и терроризм сегодня составляют «повестку дня» международной политики. Роль Горбачева в истории точно не назовут «положительной».

9 ноября 1989 года «антифашистская защитная стена» пала. В этом году Германия праздновала 25-летие германского единства. Было ли строительство  стены в 1961 году необходимо было или  это было ошибкой?

— Строительство «стены»  было необходимо, в противном случае, могла бы начаться война. Ситуация в мире была очень напряженной. США действовали очень агрессивно. Они воспринимали «Восток»как угрозу и постоянно модернизировали вооруженные силы.

После нападения на Кубу, в Заливе Свиней, где США потерпели поражение, они переключились на Берлин, на нерешенный вопрос, который «тлел» с самого окончания Второй мировой войны. В июне 1961 года Хрущев и Кеннеди встретились в Вене и провели переговоры, относительно прекращения испытаний ядерного оружия и о заключении мирного договора между немецкими государствами, а также по вопросу урегулирования в Западном Берлине.

Однако, началась конфронтация между великими державами, с военными учениями, полетами авиации и угроза войны витала в воздухе. Эта ситуация привела к закрытию границ. Это не была волюнтаристская мера со стороны ГДР. Это ограничение было спровоцировано германским империализмом.  Новые границы Германии были определены в 1945 годы державами-победительницами. С образование так называемой «ФРГ» — сепаратистского государства (прим. : 23 мая 1949 года) возникла государственная граница внутри страны, между западными зонами оккупации и советской зоной.

Это была не просто государственная граница, это была для нас западная граница Организации Варшавского договора, а для них восточная граница НАТО. Это были два самых мощных военных блока в мире, которые находились в состоянии холодной войны.

Граница эта также проходила через Берлин, который был разделен на четыре сектора в 1945 году. Поэтому он стал объектом постоянных конфликтов из-за чего существовала постоянная угроза для ГДР.

Политический консультативный комитет — руководящий орган ОВД — принял решение летом 1961 года закрыть государственную границу в Берлине и на Западе после угрозы военного нападения со стороны НАТО. Это, возможно, предотвратило третью мировую войну.

 Определение четких границ НАТО и ОВД позволило позже начать «политику разрядки», которая привела к конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписанию ее заключительного акта в Хельсинки в 1975 году. Мы создавали систему коллективной безопасности, которая рухнула с падением советского союза и и привела к экспансии США и НАТО на восток.

 — Где вы и ваш муж узнали об открытии границы?

— В нашей квартире.

Получилось ли что Гюнтер Шабовски (недавно умерший бывший секретарь ЦК СЕПГ по связям со СМИ) по вашему мнению, случайно объявил об открытии границ, или это сделал мэр Западного Берлина Эрих Крек? Было ли это известно заранее?

— Этого я не могу знать.

Что вы на это скажете погибших у Берлинской стены?

— Да, люди гибли у Берлинской стены, и перебежчики и пограничники ГДР. Каждая смерть достойна сожаления. Это принесло страдания их семьям. Некоторые молодые люди были соблазнены выгодами, которые им посулили за незаконное пересечение границы.

После 1990 года пограничники были преданы суду, но он действовали на тот момент в соответствии с законами ГДР. Даже некоторые лидеры ГДР были подвергнуты суду, а ведь некоторые из них пострадали от тюремного заключения и преследования еще во времена нацистов, за то, что боролись против нацизма,  и судили их представители юстиции ФРГ, которая на удалила нацистов из своих рядов после 1945 года.

ГДР не была раем, но в нашем строе для всех нашлось место

Что было хорошего в ГДР и что вы должны были сделать для спасения «первого социалистического государства на немецкой земле»?

— В нашем строе для всех нашлось место. Все дети посещали школы, могли получать профессиональную подготовку, получали образование, которое гарантирует работу. Работа была для нас больше, чем просто зарабатывание денег. Мужчины и женщины получали равную оплату за свой труд. Равенство женщин было у нас не на бумаге, а в реальности. Уход за детьми и достойная старость были законодательно закреплены  государством. Медицинское обслуживание стало бесплатным, культурные и развлекательные мероприятия — доступными.  Мы не знали, что такое нищие и бездомные. Социальное обеспечение было само собой разумеющимся. Мы знали что такое солидарность, люди чувствовали ответственность не только за себя но и за работу демократических органов, за интересы общества.

ГДР не была раем, были недостатки, сложности в повседневной жизни , недостатки в политической сфере. Были решения, которые касались людей, но они не всегда были включены в принятие этих решений. Тем не менее мы жили намного лучше, чем большинство людей в капиталистических государствах.

Чем дальше мы от ГДР, тем легче молодежь верит в пропагандистский бред из ФРГ.

Возвращаясь к вашему вопросу снова,  мы должны были многое сделать лучше, но главное, должны были более открыто говорить о проблемах.

Многое сейчас говорят о Штази. Как вы объясните существование спецслужбы в «государстве рабочих и крестьян»?

— Прежде всего, это было необходимо! Против рабочих и крестьян на нашей земле шли капиталисты и боролись с нами всеми средствами. С самого начала ГДР была под угрозой. Саботаж, внедрение агентов, которые не брезговали терактами… Все это было обычным явлением.

В западном Берлине были сконцентрированы все спецслужбы мира.

ГДР осуществляла внешнюю разведку и оборону под эгидой Министерства государственной безопасности. Это было реализовано при помощи законных и правовых средств, которые действуют во всех остальных странах мира. После 1990 года с помощью книг, фильмов, пропаганды были раздуты «деяния» вымышленного «Штази».

Очень медленно до людей доходит, что разведка и шпионаж сейчас осуществляются гораздо более интенсивно, чем тогда.

«СИРИЗе удалось сформировать правительство, но не получить власть»

Придерживаетесь ли вы марксизма-ленинизма и называете ли себя сейчас коммунисткой?

— Я считаю себя коммунисткой. Придерживаться, это наверное, не то слово. Я использую эту методологию, чтобы понимать мир, изучать его, ориентироваться в нем. Мы коммунисты являемся материалистами. Мы за предотвращение войны, голода, эпидемий. Если человечество хочет иметь будущее, власть банков и корпораций должна быть уничтожена. Добровольное они от своей власти не откажутся.

Как вы оцениваете текущие события в Европе и особенно в Греции? Как оцениваете власть СИРИЗы?

— Хочу возразить, СИРИЗе удалось сформировать правительство, но не получить власть.В Греции существует власть международного капитала.

Европа поделена на первый и второй сорт, на бедную и богатую. Соперничество крупных держав за прибыли растет. В ЕС политика диктуется большими корпорациями. Сильные государства толкают слабые в бездну. У левых есть мнение, что ЕС можно реформировать, но шантаж богатых стран в отношении Греции показал, что это всего лишь иллюзии.

— Я с тревогой сейчас вижу, что диктатура монополий сейчас неуклонно растет, и что германский империализм хочет добиться гегемонии. Это он уже пытался сделать дважды с помощью оружия, но потерпел поражение в 1918 и 1945 годах. Но он тогда не поставил крест на своих планах мирового господства, он готов к новым авантюрам.

Считаете ли вы социализм альтернативой миропорядку в целом и порядку в Европе в частности?

 — Конечно! А что же еще? Если человечество не хочет прийти к варварству, то остается только этот вариант!

 Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках  Google+, ФейсбукеTwitter,Вконтакте

ПолитНавигатор

13.11.2015, 19:37