НЕТ ЦЕНЗУРЕ

Обзор журналистики и блогосферы

Россия

Этот руководитель КГБ бил тревогу по поводу кибервойн. К нему никто не прислушался

«В конце 1980-х, когда Владимир Рубанов в КГБ помогал обеспечивать информационную безопасность, он уже представлял себе, какими будут кибервойны будущего, — и они приводили его в ужас», — пишет в журнале Time Саймон Шустер.

«Это было ясно с самого начала, — сказал Рубанов в телефонном интервью из Москвы, где теперь работает в основном в частном секторе. — Мы говорили нашим: «Послушайте, общественность, возможно, пока не осознает, что происходит. Но мы должны бить тревогу на политическом уровне, потому что эти вещи опасны для нашей жизненно важной инфраструктуры».

Шустер комментирует: «Похоже, с тех пор был взят реванш. Теперь в опасности жизненно важная инфраструктура США, согласно докладу ФБР и министерства внутренней безопасности от 15 марта: в нем сделан вывод, что российские хакеры проникли в машинные залы американских электростанций, дотянувшись до рубильников, которые отключают свет в домах американцев».

«Именно атак такого сорта Рубанов раньше боялся со стороны американцев. Он не стал отвечать на вопрос, действительно ли Россия на сей раз несет ответственность; его старая привычка не распускать язык въелась глубоко, а он до сих пор иногда выступает в качестве советника российского правительства. Но он отметил, с сожалением, а не с самодовольством, что два десятилетия назад американцам следовало бы внять его предостережениям», — говорится в статье.

После упразднения КГБ Рубанов работал в Совете безопасности РФ. Вскоре вместе с коллегами из других ведомств он начал составлять правила применения силы в киберпространстве.

«Задача была в том, чтобы составить что-то типа пакта о ненападении в киберпространстве, который запрещал бы подобные атаки на суверенные государства», — говорит Рубанов. «Они надеялись, что в итоге эти правила будут приняты ООН и станут частью международного права. Но усилия застопорились, говорит Рубанов, по большей части потому, что последняя сверхдержава, оставшаяся в мире, не была в них заинтересована», — сообщает издание. «Каждая страна хочет иметь гарантии безопасности, но не хочет распространять их на другие. Итак, вот где мы оказались в конце концов. В точке, где никто не находится в безопасности», — заявил Рубанов.

«Хотя Путину хотелось, чтобы с ним обращались как с лидером сверхдержавы, технологическая отсталость России вынуждала его дипломатов вновь просить США о мирном соглашении в киберпространстве», — пишет автор.

Он описывает одну из попыток России, ссылаясь на депешу американских госслужащих от марта 2009 года. Тогда Мишель Маркофф, в то время и.о. руководителя отдела кибернетических вопросов Госдепартамента, отклонила российское предложение. Она «отметила, что для России лучший способ умерить ее тревоги — укреплять свою оборону. Другими словами, готовиться к войне», говорится в статье.

«Именно это Путин и сделал», — пишет Шустер.

Когда в последние полтора года всплыли подробности кибератак, которые приписываются новым российским кибервойскам, некоторые американские официальные лица и эксперты прониклись идеей международного соглашения о правилах кибервойны, замечает автор.

Однако «те, кто сегодня заседает в Совете безопасности РФ, по большей части склонны рассматривать инструменты кибервойны как дешевый и эффективный способ навредить противнику. Они вряд ли откажутся от этих инструментов, тем более что не существует договора об их запрете», считает журналист. «Будь у нас этот документ и достаточное доверие друг к другу, чтобы верифицировать его соблюдение, нам было бы намного лучше», — говорит Рубанов. Он опасается, что теперь уже слишком поздно.

По материалам

27.03.2018, 11:33

Подписывайтесь на нас в Facebook 

Вступайте в группу Вконтакте «Горячие модели»